Что нужно знать о современном рынке труда

Для чего необходим рынок труда. Современный рынок труда и его особенности

Одной из основополагающих частей современной экономики во всех странах мира является рынок труда. Сложно недооценивать роль данного механизма, так как смысл его заключается в том, что миллиарды людей, которые продают свой труд, получают средства на существование, а миллионы организаций — нужный им для функционирования персонал. Вот для чего необходим рынок труда в первую очередь. Именно поэтому знать его суть, значение и особенности необходимо не только экономистам и владельцам крупных фирм, но и абсолютно всем людям.

Понятие рынка труда

Рынок труда — это площадка, на которой встречаются и заключают договор найма работодатель и соискатель. Это своего рода система взаимовыгодных взаимоотношений, социальных и экономических, между двумя субъектами.

Одна сторона договора найма — это человек, нуждающийся в рабочем месте. Другая — это, как правило, юридическое или физическое лицо, которому нужны профессиональные кадры или рабочая сила и которое способно трудоустроить соискателя.

Как и на любом другом рынке, здесь есть свой товар — это труд. Человек, ищущий работу, выступает продавцом своих знаний, времени, способностей и навыков. И он хочет получить за предложенный товар вознаграждение в виде заработной платы.

Элементы рынка

Элементами рынка являются:

  • соискатель и работодатель;
  • спрос и предложение, их соотношение;
  • законы, регулирующие механизм действия рынка;
  • организации службы занятости населения;
  • службы профориентации, предприятия по повышению квалификации работников;
  • организации по временному обеспечению занятости (сезонные работы, надомный труд и т. д.);
  • система государственной финансовой поддержки граждан, потерявших работу по сокращению, переводимых на другое место работы или просто безработных.

Соискатель и работодатель как субъекты рынка

На рынке труда соискателями выступают следующие группы трудоспособных граждан:

  • граждане, не имеющие рабочего места и желающие при этом трудоустроиться; возможно, лица, уже вставшие на учет в центр занятости, или люди, просто самостоятельно ищущие место работы;
  • люди работающие, но желающие сменить место своей работы по каким-либо причинам, подбирающие другую должность;
  • трудоспособные граждане, находящиеся на гране увольнения.

Работодателем на данном рынке могут выступать:

  • различные формы предприятий и организаций (юридические лица);
  • индивидуальные предприниматели (физические лица).

Функции рынка

Для чего необходим рынок труда — несложно понять, рассмотрев его основную задачу и вытекающие из нее функции. Так, основной целью данного механизма является организация полной занятости населения с удовлетворением потребностей в наемных рабочих у предприятий и организаций.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Рынок, о котором идет речь, достигает этого с помощью следующих выполняемых функций:

  • организация встреч представителей предприятий и соискателей;
  • обеспечение здоровой конкуренции среди участников рынка;
  • установление равновесомых ставок заработной платы.

На рынке проходит процесс согласования и подписания договора купли-продажи человеческого труда на взаимовыгодных условиях. Хорошо отлаженный механизм способствует максимально полезному использованию трудового потенциала людей, а значит, на макроуровне в плюсе оказывается экономика. Рынок труда, следовательно, выполняет функцию регулирования.

Рассмотрев подробнее рынок труда, понятие и функции его, можно задать вопрос о том, что же способствует его появлению в странах и какого его состояние на сегодняшний день.

Экономические предпосылки формирования рынка труда

Чтобы понять, для чего необходим рынок труда, нужно знать, что он формируется в любой стране в первую очередь с появлением экономических предпосылок. Таковыми являются:

  • Либерализация всех сфер экономики. Суть ее состоит в праве на частную собственность, на наличие средств производства и земли в собственном владении.
  • Признание за человеком свободы выбора в профессиональном, трудовом плане. То есть каждый сам может решать, где и как ему трудиться, за какую плату и работать ли вообще. При этом в стране запрещаются принудительные трудовые действия, за исключением вменяемых в наказание правосудием.
  • Свобода предпринимательства как вида деятельности. Каждый человек в государстве самостоятельно или с группой лиц имеет право свободно открыть собственный бизнес.

Таким образом, на образование и функционирование рынка труда влияет экономика. Рынок труда не может быть образован вне ее.

Социальные предпосылки формирования рынка

Для формирования рынка труда, помимо экономических аспектов, необходимы и социологические предпосылки, которые заключаются в образовании неравенства по уровню доходов, стажу и квалификации работы, степени здоровья и уровню образования между людьми. А также разность по умственным способностям и личным качествам (выносливость, физическая сила, обаяние и т. д.).

Такого рода социальное неравенство должно быть уравновешено государственными властями с помощью федеральных и муниципальных программ по защите населения от безработицы, благодаря выплатам пенсионного характера, субсидированию малоимущих семей и медицинскому страхованию.

Юридические предпосылки формирования рынка труда

К юридическим предпосылкам, благодаря которым формируется рынок труда и механизм его функционирования, относятся законы и приказы правительства, способные защитить население экономически и социально, нацеленные на права и свободы личности. В РФ, например, таковыми стали:

  • Конституция РФ, ст. 7, в которой указано, что РФ — это социальное государство, целью которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие людей.
  • Трудовой кодекс РФ, в котором перечислены и пояснены правила контроля и регулирования трудовых отношений.
  • Гражданский кодекс, в котором определены организационно-правовые формы бизнеса.
  • ФЗ № 10321 «О занятости населения в Российской Федерации», ФЗ № 207-ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях», ФЗ № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другие.

Спрос и предложение на рынке труда

Из определения рынка труда и описания его субъектов становится ясно, что данный механизм основан на таких экономических понятиях, как спрос и предложение. Спрос — это наличие открытых вакансий, он отображает емкость рынка. А предложение — это количество безработных, готовых продать свой труд нанимателю. В какой стране бы ни был организован и каким бы ни был рынок труда, предложение и спрос на рынке труда всегда существуют. Изменяются они в зависимости от внешних и внутренних факторов.

Так, спрос на рынке труда зависит в первую очередь от уровня заработной платы. Его связь в обычных условиях, при идеальной конкуренции, обратно пропорциональна цене за труд. Также на уровень спроса влияют другие экономических факты, такие как, например, востребованность производимых предприятием товаров, уровень его технологической оснащенности или цена капитала фирмы.

Предложение же труда, напротив, прямо пропорционально оплате труда. То есть если растет заработная плата, увеличивается количество людей, желающих и способных продать свои профессиональные навыки по данной стоимости.

На предложение труда, помимо уровня заработной платы, влияют в разной степени количество трудоспособного населения, количество часов, отведенных на труд в день, неделю, год, профессионально-квалификационные особенности трудящейся массы.

Читайте так же:  Как рассчитывается и оплачивается учебный отпуск

Спрос и предложение на рынке труда формируют конъюнктуру рынка. Она, при их разном соотношении, может быть следующей:

  • с трудовым недостатком (рынок испытывает дефицит трудовых ресурсов);
  • с трудовым переизбытком (рынок переполнен предложениями труда);
  • сбалансированной (спрос и предложение равновесны).

Субъективное и объективное влияние на функционирование рынка труда

Несомненно, государство способно регулировать механизм функционирования рынка труда. Это действие может быть оказано на различных уровнях власти:

  • федеральными законами (для регламентации на уровне всей страны);
  • на региональном или местном (для регулирования локальных рынков труда согласно их специфике).

Также воздействие на рынок труда могут оказывать общественные организации, такие как, например, профсоюзы.

Но не только от субъективной регламентации вопросов занятости и безработицы зависит, как будет функционировать рынок труда. Предложение и спрос на рынке труда, несомненно, также играют свою существенную роль в данном процессе. Причем влияние их будет независимым от воли и мнения людей, так как будет основано на экономических законах. То есть будет объективным.

Модели рынка труда

Каким может быть рынок труда? Классификация рынков может быть следующей:

  • в зависимости от степени конкуренции (полностью конкурентный рынок, монопсонический рынок);
  • в зависимости от государственных особенностей (японская модель, модель США, шведская модель).

Полностью конкурентный — это рынок труда, который включает в себя большое количество фирм и организаций, конкурирующих между собой, а также достаточно много работников, вступающих в противоборство друг с другом. При такой модели рынка труда ни предприятия, ни работники не могут диктовать собственные условия.

Монопсонический — это рынок труда, который заключается в монополии со стороны одного из покупателей труда. При такой модели практически все работники заняты на одном предприятии, не имея возможности выбора. Следовательно, фирма диктует собственные правила, в том числе устанавливает заработную плату. Такая модель характерна для небольших населенных пунктов, где функционирует один крупный завод или организация.

Японская модель рынка труда отличается системой пожизненного найма, то есть работник работает на одном и том же месте до достижения пенсионного возраста. При этом его заработная плата и социальные выплаты напрямую зависят от выслуги лет. Повышение квалификации и карьерный рост происходят строго по плану. Если организации требуется провести сокращение, то рабочие не увольняются, а просто переводятся на короткий рабочий день.

В основе модели рынка труда США заложена децентрализация законодательства в части занятости населения и помощи безработным. Каждый штат принимает собственные правила. В организациях же существует жесткая дисциплина и нелояльное отношение к работникам. Карьерный рост идет не внутри фирмы, а путем ухода на другое предприятие. Уровень безработицы, по сравнению с другими странами, в Америке очень высок. Таков в США рынок труда, и причины безработицы вытекают из его особенностей.

Шведская модель рынка труда отличается большим влиянием государства на сферу занятости населения. Здесь минимальный уровень безработицы за счет ее предупреждения.

Специфика рынка труда

Стоит отметить, что современный рынок труда и его особенности в каждом государстве, в каждом регионе и даже в каждом населенном пункте разнятся. Но главными отличительными чертами всех рынков является то, что предметом купли-продажи является труд. То, что продавца и товар невозможно отделить друг от друга, а также то, что сам товар не представляется возможным хранить, когда в нем нет необходимости.

Спецификой всех данных рынков является невозможность установления заработной платы ниже указанной государством.

Для чего необходим рынок труда — несложно понять, рассмотрев его понятие, цели, модели и предпосылки возникновения. В целом можно сказать, что он является основой рыночной экономики. А значит, способен диктовать свои законы.

26. Современный рынок труда: понятие, функции, структура, проблемы и решения

Рынок труда – это неотъемлемая часть рыночной экономики, представляющая собой совокупность экономических отношений складывающихся в сфере обмена. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. Рынок труда определяет пропорциональность распределения рабочей силы в зависимости от структуры.

Составными компонентами рынка труда являются:

1. Спрос на труд — отражает общий объем общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда.

2. Предложение труда – это общее количество рабочей силы, которое характеризуется численностью и составом (пол, возраст, образование, профессия, квалификация и т.д.).

3. Цена рабочей силы является ее заработная плата.

4. Стоимость рабочей силы определяется общественными издержками на ее воспроизводство, т.е. объемом потребляемых материальных и нематериальных благ.

5. Конкуренция является основным механизмом функционирования рынка труда — как между нанимателями за привлечение высокопроизводительной рабочей силы, так и между работниками за замещение вакантных рабочих мест в системе общественного разделения труда, а также между работниками и нанимателями за условия трудового соглашения и оплату труда и т.д.

Т.о., рынок труда — это специфический вид товарного рынка, отличительной особенностью которого является то, что здесь осуществляется реализация особого рода товара — рабочей силы, или способности человека к труду.

Как экономическое понятие, рынок труда отражает взаимоотношения между владельцами этого товара (наемными работниками), одновременно являющимися и его продавцами, и покупателями (работодателями). Ввиду особой специфики и важности для общества этих взаимоотношений они оформляются юридически в трудовом законодательстве.

Субъекты рынка труда:

собственники средств производства и органы, представляющие их интересы (ассоциации предпринимателей);

наемные работники и организации, отражающие их интересы (профсоюзы, советы работодателей);

— государство (в лице различных его структур) как посредник между работодателями и наемными работниками.

Государству отведена важная роль — как регулятора отношений найма, посредника между работодателями и наемными работниками и главного организатора функционирования РЫНОЧНЫХ отношений в этой сфере.

Функции рынка труда

1. Играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей современным потребностям;

2. Регулирующая — обеспечивает распределение и перераспределение рабочей силы между отраслями и территориями;

3. Миграция трудовых ресурсов — активизирует мобильность рабочей силы;

4. Стимулирующая — стимулирует рост производительности труда.

5. Информационная — дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве рабочей силы, необходимой для производства и др.

Позитивные функции рынка труда реализуются посредством действия его внутренних механизмов, связанных с его функционированием и внутренней структурой.

Факторы, влияющие на динамику рынка труда:

демографические, включающие в себя количество населения, удельный вес в нем экономически активного населения, его мобильность и др.;

социальные, к числу которых относятся уровень жизни, социальная структура общества, степень развития отношений социального партнерства и т.д.;

организационно-правовые, т.е. характеризующие роль государственных учреждений в организации труда и занятости населения, разработанности и качества правовой базы трудовой сферы и предпринимательства и др.

1. Структура (строение) рынка труда исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

Читайте так же:  Детская поликлиника по месту регистрации

По выбранному нами критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных компонентов.

Субъекты рынка труда – наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники – это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе). Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки.

2. Функционально — организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:

— принципы государственной политики в области занятости и безработицы;

— систему подготовки кадров;

— систему найма, контрактную систему;

— фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации;

— правовое регулирование занятости.

1. Внешний рынок труда (профессиональный) предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению со внутренним рынком труда.

2. Внутренний рынок труда основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия, движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

3. Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:

1) высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции.

2) работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции.

3) работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами.

4) работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована.

5) контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.

4. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.

Образование международного рынка труда осуществляется двояко:

— через миграцию труда и капитала;

— путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные преграды между ними.

5. Первичный рынок труда — характеризуется ситуацией, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология и система управления.

6. Вторичный рынок труда – характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвижения и роста профессиональной квалификации, отсутствием профсоюзов.

Различия в уровне экономической эффективности управления производством.

Различие в уровне социальной эффективности труда и производства.

Рынок труда — сложная систему отношений, которая подразделяется на части – подсистемы в виде конкретных целевых рынков, называемых сегментами.

Сегментация рынка труда – это процесс разделения работодателей и продавцов труда на группы по объединяющим их признакам. Сегментарный рынок труда – это рынок с четко обозначенными частями – сегментами, на которых сосредотачиваются определенные категории конкурирующих между собой работников. Такие сегменты образуются, например, на рынках женского труда, труда инвалидов, пожилых трудящихся и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сегментирование производится по разным категориям и в зависимости от различных признаков. Ими могут быть:

Особое значение имеет выделение сегментов, в которых сосредоточены мало конкурентоспособные группы лиц, нуждающихся в работе: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; пожилые работники; инвалиды 3-й группы; женщины с детьми, то есть все те, кто особо нуждается в социальной поддержке со стороны государства.

Виды рынка труда:

1. По пространственной протяженности и административно-территориальной зависимости:

— международный рынки труда.

2. По степени зрелости:

— теневой (не регулируемый);

3. По демографическим признакам:

— рынок труда молодежи;

— рынок труда женщин;

— рынок труда пожилых трудящихся.

4. По профессиональным признакам:

— рынок труда учителей, врачей, экономистов, менеджеров и т.д.

5. По характеру социально-трудовых отношений:

— профессионально открытые рынки;

— внутренне закрытые рынки (ограниченные рамками 1 предприятия).

В реальной экономической жизни на формирование рынка труда воздействуют факторы:

— степень и особенности трудовой экономической активности социально-демографических и этнических групп населения;

— деятельность Правительства на рынке труда;

— спрос на рабочую силу, зависящий от состояния экономической конъюнктуры.

Современный рынок труда

Если ты ничего не можешь, ты ничего не должен хотеть.
Сенека

Предположим, городу нужны девяносто девять сантехников и один юрист. Однако из ста выпускников школ города девяносто девять планируют стать юристами, и только один сантехником. Возможны следующие варианты: «лишние» юристы переквалифицируются в сантехники, уедут в другие города, где есть потребность в их услугах, или умрут голодной смертью, сидя по уши в нечистотах. Не думаю, что кто-нибудь из них мечтал о таком финале, выбирая профессию из соображений престижа, а не требований рынка труда.

Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, потому что он предлагает себя как профессионала тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуации можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате выигрывают обе стороны.

Читайте так же:  Бизнес план банка и как его открыть в россии

Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофера, может работать только через день и т. д.). Если этот специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все эти условия в расчете на то, что затраты окупятся. Если же специалист не представляет особой ценности, то ему придется снизить уровень притязаний, отказавшись, для начала, хотя бы от бесплатного обеда. Иначе он рискует остаться без работы.

Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой. Классический пример такого работодателя показал А. С. Пушкин в «Сказке о попе и о его работнике Балде»:

Нужен мне работник —
Конюх, повар и плотник.
Да где найти такого,
Работника не слишком дорогого?

Как вы помните, дешевый работник обошелся работодателю очень дорого.

В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением, или контрактом — документом, в котором оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.

Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.

Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер заработной платы влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.

Чем больше специалистов определенной квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица.

Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.

Идеальный вариант — число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием.

Очевидно, что существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Сейчас активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест.

Особую категорию специалистов составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например, реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция — неизбежное следствие рыночных отношений. Синонимы слова «конкуренция» — соревнование, соперничество. Конкурентоспособность — это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ваши ресурсы на рынке труда — это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).

Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, продажам, сбыту, продвижению, работе с клиентами, маркетингу, рекламе. Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание предмета выбора профессии и рынка труда. По данным многолетних социологических опросов, выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог.

Российский педагог З. Гельман еще пятнадцать лет назад заметил, как поразительно отличаются ответы зарубежных школьников на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтами, пианистами, актерами, писателями, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось совсем немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ. Наши школьники и их учителя были удивлены, когда огромное большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками.

Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от молодого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям. При этом необходимо критично подходить к заманчивым предложениям работы, которыми пестрят страницы газет и журналов, стены и заборы. И большинство людей норовит на себе убедиться в справедливости старой пословицы: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Особенности рынка труда

Тема 8. рынок труда. Заработная плата

Рынок труда Эффект дохода
Спрос на труд Предельный продукт труда
Кривая спроса на труд Совершенно конкурентный рынок труда
Предложение труда Монополия на рынке труда
Кривая предложения труда Монопсония на рынке труда
Равновесие на рынке труда Заработная плата
Правило найма ресурсов Повременная заработная плата
Эффект замещения Сдельная заработная плата

Особенности рынка труда

Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связь между фирмами и формирующих под воздействием спроса и предложения цену труда.

Субъектами рынка труда являются:

— во-первых, работники и работодатели;

— во-вторых, посредники между работниками и работодателями (службы занятости);

— в-четвертых, представители интересов работников (профсоюзы) и работодателя (союз предпринимателей).

Основные функции рынка труда:

— посредническая – соединение продавца и покупателя труда;

— ценообразующая, так как в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда устанавливается заработная плата;

— экономическая – вследствие того, что труд является важнейшим производственным фактором, рынок труда регулирует и рационально использует его при производстве товаров и услуг с целью максимизации прибыли;

— социальная – рынок труда, являясь источником дохода и фонда ожидаемых средств для воспроизводства рабочей силы, определяет социальный статус человека в обществе;

— стимулирующая – современный рынок труда обладает рядом материальных и нематериальных стимулов, усиливающих конкурентоспособность между работниками в высокопроизводительном труде путем повышения уровня профессионального образования и квалификации, мобильности. Однако и по сей день заработная плата остается самым универсальным стимулом;

Читайте так же:  После получения зос когда выдача ключей

— приведение отраслевой, территориальной, профессионально-квалификационной структуры занятости в соответствие с отраслевой и территориальной структурой общественного производства;

— выявление численности безработных, видов, характера безработицы.

Специфика рынка труда определяется особенностью того товара, который на нем представлен. Исходя из определения рынка – объектом купли-продажи на данном рынке выступает сам труд. Но так как труд является целесообразной деятельностью самого работника, затратой его физической и умственной энергии в процессе производства благ, то он неотделим от человека как такового, и, следовательно, не может быть куплен или продан в политически и экономически свободном обществе. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от образования, уровня профессиональной подготовки, его квалификации, опыта, добросовестности и др. Однако далее для краткости вместо категории «рынок услуг труда» мы будем пользоваться общепринятым термином «рынок труда», «спрос на труд», «предложение труда» и т.п.

Вышеописанная специфика самого товара и формы его купли-продажи на рынке труда предопределили нижеследующие особенности этого рынка:

1. На рынке труда объектом купли-продажи выступают только трудовые услуги, а не сам работник.

2. Вознаграждение за труд представлено не только размером заработной платы, но и такими дополнительными льготами, как медицинское обслуживание, служебный транспорт, питание на работе и т.д.

Включение дополнительных льгот в денежную компенсацию усложняет определение рыночной цены труда.

3. На рынке труда при заключении трудового контракта большую роль помимо денежного аспекта играют неденежные факторы, учитываемые при сделке: содержание и условия труда, сложность и престижность работы, гарантии занятости и перспективы продвижения по работе, микроклимат в коллективе и др.

4. Рынок труда совершенно отличен от рынка товаров, который, в основном, представлен стандартизированными товарами. Работники отличаются друг от друга способностями и предпочтениями, а работы различаются по квалификации и условиям труда.

5. По сравнению с обычным рынком, на рынок труда существенное влияние оказывают различные институциональные структуры, представляющие интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит вклад в регулирование трудовых отношений в той или иной стране.

Подчиняясь в целом законам спроса и предложения, рынок труда имеет ряд специфических особенностей социально-психологического характера, также отличающих его от других рынков. На рынок труда влияют:


— демографическая ситуация в стране;

— численность трудоспособного населения;

— экономическая активность трудоспособного населения;

— продолжительность годового рабочего времени;

— существующая рыночная конъюнктура;

— фазы экономического цикла;

— уровень технического развития страны;

— степень монополизации рынка и др.

Необходимо рассмотреть особенности функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9938 —

| 7750 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Требования рынка труда и работодателей к молодым специалистам

Создание благоприятных условий для реализации профессиональных знаний и умений, приобретенных за годы обучения в вузах, в трудовой деятельности является насущной задачей государственной социально-экономической политики. Пока реалии таковы, что спрос и предложение на разные специальности на рынке труда регулируются очень слабо, наблюдается несбалансированность спроса и предложения. Наряду с традиционными потребностями в специалистах появляются новые тенденции, отражающие экономические и социальные изменения в обществе. С развитием и проникновением в региональные и территориальные сегменты торгово-посреднической, рекламной, маркетинговой видов деятельности, а также сотовой сети, компьютерных технологий, других нововведений, открылись вакансии, которые ориентированы на молодых и энергичных работников.

На современном российском рынке труда сложились две группы профессий — традиционные специалисты (инженеры, экономисты, медики, педагоги, юристы и т.д.), и новые, связанные с компьютеризацией, торгово-посреднической и рекламной деятельностью, распространением сотовой связи и т.д. Именно последние являются своеобразной

«молодежной трудовой нишей», в которой появляются новые трудовые вакансии, утверждаются международные принципы работы и управления персоналом. Это: региональные представители, торговые агенты, супервайзеры, клиент-менеджеры, мерчендайзеры, технические представители, медицинские представители, брэнд-менеджеры, RSV и TSM (региональные и территориальные сэйлз менеджеры), сити менеджеры, специалисты по связям с общественностью (PR), по организации рекламных, имиджевых мероприятий (BTI), промоутеры, логистики web дизайнеры, тестеры, IT специалисты, сетевые администраторы и многие другие. Отличие новых видов вакансий — в универсальности получаемых навыков работы, позволяющих динамично развиваться специалистам, меняя сферы и место трудовой деятельности.

Используя обширный статистический и историографический материал, М. Кастельс приходит к нескольким обобщениям, которые относятся к трансформации занятости на пороге информационного общества. Он полагает, что «не существует систематического структурного соотношения между распространением информационных технологий и эволюцией уровня занятости в целом по экономике» [1] . Традиционная форма работы (полный рабочий день, четко определенные должностные обязанности) медленно, но верно размывается. Таким образом, происходит индивидуализация труда в трудовом процессе.

Согласно общеевропейским исследованиям мнения молодежи о тех знаниях и навыках, которые представляют наибольшую ценность для хорошего трудоустройства, первые два места с большим отрывом занимают знание иностранного языка и умение пользоваться компьютером. Остальные навыки ранжированы по значимости среди европейской молодежи следующим образом: общее образование (40%), коммуникативные навыки (39%), навык работы в команде (27%), подходящая внешность (25%), наличие амбиций (22%) [2] .

С учетом общемировых тенденций на современном отечественном рынке труда конкурентоспособным будет работник, который не только хорошо знает технические особенности своей профессии, но и общителен, умеет работать в стрессовой ситуации, выполнять поставленные задачи с учетом установленных временных рамок, управлять персоналом, представить продукт своего труда клиентам и широкой публике и т.д. Соответственно, необходимым критерием профессиональной пригодности является не только наличие глубоких теоретических знаний и практических навыков, но и личностно-психологическая совместимость с выполняемыми функциями и общей корпоративной культурой. Работник, обладающий вышеуказанными качествами, называется гибким специалистом.

В 2006 г. в двух регионах России было проведено анкетирование выпускников с целью определить, какие профессиональные качества (компетенции) востребованы на рынке труда [3] . Результаты анализа показали, что знания по специальности не являются единственной компетенцией, востребованной на работе. Около десятка других компетенций получили более высокие коэффициенты значимости: аналитическое мышление, умение быстро осваивать новую информацию, вести переговоры, работать в стрессовой ситуации, эффективно использовать рабочее время, работать в группе, грамотно выражать свои мысли, укреплять авторитет, работать на компьютере и в Интернете, составлять отчеты. Некоторые другие компетенции получили коэффициенты, сопоставимые с коэффициентами значимости по компетенции «знания по специальности». Среди таких компетенций — общие знания в различных областях, умение мотивировать других людей к работе, способность находить новые и оспаривать существующие идеи. Таким образом, значительное количество профессиональных знаний и навыков востребовано в не меньшей степени, чем знания по специальности.

Читайте так же:  Как ездить в россии на казахских номерах

Сегодня студенты выдвигают новые требования к преподаваемым дисциплинам. Наблюдается резкий рост рейтинга таких предметов, как компьютерная грамотность и иностранный, особенно английский, язык. На вопрос, какими навыками должен обладать современный специалист, Т.В. Старостина получила следующие ответы: умение работать с компьютером — 91%, владение иностранным языком — 84%, умение выражать мысли в устной и письменной форме — 56%, умение работать в команде — 24%, коммуникабельность — 22% [4] .

Сходные результаты были получены Е.Н. Быдановой [5] , которой в ходе анализа была выявлена общая тенденция: значительное число знаний и навыков получили более высокие коэффициенты значимости по сравнению со знаниями по специальности, т.е. знания по специальности оказались не единственной и не самой востребованной компетенцией.

Несмотря на наблюдаемую тенденцию, полученные данные не означают, что знания по специальности нашим выпускникам не нужны. Просто для эффективной работы одних только этих знаний недостаточно. Не стоит сбрасывать со счетов и фундаментальные знания. Очевидно, что даже если выпускник изменит свою специальность по окончании вуза, освоение определенной узкой области знаний положительно окажется на ряде других умений, таких, как, например, аналитическое мышление, умение быстро осваивать новую информацию, управлять своим рабочим временем и т.д.

Автор согласен с заключением Е.Н. Быдановой, что наиболее востребованными на современном рынке труда становятся гибкие специалисты, которые не только хорошо владеют своей специальностью, но и способы быстро адаптироваться и осваивать новые знания и навыки, обладают аналитическим мышлением и могут критически мыслить. Кроме того, важны умения работать в стрессовой ситуации, управлять своим рабочим временем, проводить переговоры, представлять широкой публике свой продукт/услугу и т.д. Можно предположить, что под давлением рынка набор навыков и качеств специалиста будет изменяться.

Данный вывод может быть интересен руководителям плановых служб вузов и органов Министерства образования, занимающихся коррекцией учебного процесса с целью адаптации к современным условиям хозяйствования в России. Традиционный подход к высшему образованию, ориентированный на решение одной задачи — обучить молодого человека определенной специальности — уже устарел.

Работодатели имеют вполне определенные представления о том, какими качествами должен обладать современный выпускник вуза, среднего специального учебного заведения и какие требования предъявляются к молодому специалисту. Исследований, в которых работодатель выступал в качестве объекта, не так много [6] .

П.Ф. Анисимов и Н.Л. Гунявина в своем исследовании отмечают, что эксперты — руководители высшего и среднего звена управления — довольно высоко оценивают базовые компетенции выпускников вузов. Например, ответственность при выполнении заданий — 3,7 балла; организованность и дисциплинированность в работе — 3,7 балла; самостоятельность в принятии решений — 3,5 балла; уровень общей образованности и интеллектуального развития — 3,7 балла; стремление к самосовершенствованию — 3,7 балла; уровень знаний компьютерных технологий — 2,8 балла.

В условиях развивающегося производства, по мнению экспертов, у инженерно-технических работников возрастает роль аналитической функции, внедрения и обслуживания новых технологий, информационно-технологического обеспечения управления, использования современных методов контроля качества продукции.

Наукоемкие технологии вносят коррективы в основные функции инженерно-технических работников, связанные с обслуживанием технологических процессов, введением новой техники, информационным обеспечением управления, что повлечет за собой изменение образовательной структуры специалистов, что также потребует изменения содержания профессионального образования в вузе. Согласно мнению экспертов, инженерные работники должны уметь ориентироваться в последних достижениях научно-технического прогресса и использовать в своей профессиональной деятельности, а также уметь применять вычислительную технику, прикладные информационные технологии [7] .

Н.А. Лоншакова в процессе исследования ситуации на рынке труда Читинской области, выяснения степени соответствия выпускников требованиям работодателей, выявила ряд проблем: несоответствие предлагаемых вузами специальностей и специализаций потребностям рынка труда; несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей; отсутствие у молодых специалистов практических навыков по полученной профессии; низкая зарплата специалистов и её задержка; отсутствие системы распределения выпускников, обеспечивающей их гарантированное трудоустройство, трудовую адаптацию и социальные гарантии; недостаточный уровень квалификации преподавательского состава. Согласно данным её исследования, основным условием работодателей остается высокий уровень общетехнической и специальной подготовки. Однако выдвигаются и новые требования: глубокие знания в области экономики, электронновычислительной техники, психологии, социологии, права, экологии, иностранных языков и др. [8] .

Если во времена господства промышленного капитализма от работника требовалось выучить определенный набор приемов на всю оставшуюся жизнь, то в новейшее время работник должен быть готов к постоянному овладению новыми навыками по мере внедрения новых информационных технологий. Он должен обладать способностью видеть организацию не через призму узкой специализации, а находить место отдельной проблемы в общей системе производственной деятельности. Разнообразие навыков предполагает постоянный режим переобучения.

В этих условиях работодатель предъявляет все более высокие требования к качеству «человеческого капитала». Современный работник должен обладать так называемым проектным типом мышления, в основе которого лежит не стремление к стабильной и постепенной карьере в рамках одной организационной структуры, а интерес к конкретному проекту и признанию среди коллег-профессионалов. Работник должен свободно переходить от одного исследовательского проекта к другому. Свою карьеру он делает сам, а не принимает от корпоративной бюрократии. Проектный характер работы, ситуативная занятость ведут к снижению уровня корпоративной лояльности и величины «социального капитала», дефицит которого может быть частично восполнен созданием профессиональных сетей.

Происходит изменение требований к рабочей среде не только в профессионально-квалификационной сфере труда, но также в социально-психологической и социально-культурных плоскостях. Если основными морально-психологическими качествами работника в эпоху промышленного капитализма были, прежде всего, дисциплина, знание своего места в организационной иерархии и технологической цепочке, исполнительность, то новые императивы ориентируют на большую инициативу и самостоятельность, способность работать во временных рабочих группах (командах), высокую мотивацию к переобучению.

Проблема подбора кадров, по мнению руководителей предприятий, стоит достаточно остро — на третьем месте после поиска инвестиций и сбыта продукции. Что касается требований работодателей к нанимаемым сотрудникам, то они, как заключают Е.М. Авраамова и Ю.Б. Верпаховская из анализа собранной информации, не отличаются разнообразием. В проранжированном виде они выглядят следующим образом: опыт работы — 86,6%; наличие высшего образования — 80,4%; наличие нужных связей — 70,5%; знания и трудовые навыки — 60,4%. В идеале наемный работник — это дипломированный специалист с некоторым опытом работы и нужными связями [9] .

Согласно результатам авторского исследования (см. табл. 1) главным требованием работодателей к выпускникам при приеме на работу является наличие высшего образования (26,2%).

  • 20,6% опрошенных выпускников считают, что работодатели обращают внимание, прежде всего, на опыт работы.
  • 17,5% выпускников отметили, что для работодателей имеют значение и личные качества соискателей — коммуникабельность, ответственность, способность быстро реагировать на изменения ситуации И т.д.

Мотивацию и интерес к работе выделили 16,6% респондентов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Требования работодателей к выпускникам вузов при приеме _ на работу_

Что нужно знать о современном рынке труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here