Ответ на обращение по электронной почте

Отправляла по электронной почте судебному приставу Обращение 7 ноября 2018 года.

Прошло чуть больше двух месяцев, ответа так и не пришло. Можно ли жаловаться в прокуратуру? Они должны ответить мне по истечении 30 дней на электронную почту? Или отправить письмо?

Здравствуйте, Светлана. Да, можете жаловаться на бездействие судебных приставов. Согласно ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» если Вы отправляли обращение по электронной почте, то и ответ на него также в течении 30 дней по электронке, если Вы в своем обращении не просили ответить письменно, при этом не забыв указать свой почтовый адрес.

Да, Вы можете направить жалобу старшему судебному приставу или в Прокуратуру.

Обязательно приложите копию (скрин-шот) письма и если было запрошено уведомление о доставке или прочтении.

Здравствуйте Светлана, как судебные приставы должны Вам ответить (через электронную почту или простым письмом) это Вы должны были указать в своем обращение (если не указали, то простым письмом придет ответ). Если ответа нет в течении 30 дней, пишите жалобу в прокуратуру, где необходимо попросить привлечь судебных приставов к административной ответственности.

Приём обращений граждан

Обращаем Ваше внимание на некоторые изменения в порядке подачи и направления обращений в форме электронного документа.

В соответствии с приказом Роспотребнадзора № 480 от 26 июня 2017 года «О внесении изменений в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, приема граждан в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденную приказом Роспотребнадзора от 20 января 2014 г. № 28» (зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2017 г. регистрационный № 47428) обращения в форме электронных сообщений направляются в Роспотребнадзор только путем заполнения специальной электронной формы на Едином портале Роспотребнадзора для подачи обращений граждан, который размещен на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «Для граждан», подраздел «Обращения граждан».

В связи с этим информируем Вас, что электронный адрес [email protected] для приема обращений не используется.

Для подачи обращения в Управление Роспотребнадзора по Тверской области в форме электронного документа необходимо перейти на Единый портал Роспотребнадзора для подачи обращений граждан.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2019 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17

Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85

Требования к письменным (электронным) обращениям граждан

В целях всестороннего, полного и эффективного рассмотрения обращений граждан Управление Роспотребнадзора по Тюменской области напоминает заявителям о необходимости соблюдения требований к содержанию обращения.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает:

  • наименование государственного органа, в которое направляет письменное обращение,либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии);
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагает суть предложения, заявления или жалобы;
  • ставит личную подпись и дату.

В обращении в форме электронного обращения гражданин в обязательном порядке указывает:

  • свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии);
  • адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;
  • почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

При изложении сути жалобы (заявления) Управление рекомендует указывать информацию и сведения о произошедших событиях, позволяющих однозначно установить дату и место их совершения, наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, допустивших нарушения, данные, позволяющие идентифицировать потребителя среди иных потребителей, товары (услуги), о которых идет речь (наименование и т.п.) и иные данные, которые могут конкретизировать излагаемые события.

Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган или должностное лиц в случае необходимости обеспечивает рассмотрение обращения с участием гражданина, направившего обращение, Управление рекомендует указывать контактные номера телефонов, посредством которых возможно оперативно связаться с заявителем, направившим обращение.

О приеме электронных обращений граждан с обязательной авторизацией заявителей в ЕСИА

Уважаемые посетители сайта!

В связи с введением в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ изменений в Федеральный закон от 28.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», обращения, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, если они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

В настоящее время Роспотребнадзором введен в эксплуатацию Единый портал для подачи и приема обращений граждан с использованием ЕСИА, доступный по ссылке http://petition.rospotrebnadzor.ru.

Обращения граждан, поступившие в электронном виде, рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (ч.1 ст.7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме (ч.3 ст.7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

На обращения в электронном виде, поступив-шие с неполной или неточной информацией об отправителе, без указания фамилии, имени и отчества (последнее – при наличии), полного почтового или электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ, Роспотребнадзор не имеет возможности направить ответ по существу поставленных вопросов.

При направлении обращений, касающихся обжалования судебных решений, необходимо иметь в виду следующее. Согласно Конституции Российской Федерации, правосудие в России осуществляется только судом. Органы судебной власти самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке. Действующее законодательство запрещает всякое вмешательство в процесс отправления правосудия.

Уважаемые пользователи! Просим с понима-нием отнестись к некоторым техническим ограничениям, связанным с особенностями обработки информации:

— размер электронного обращения не может превышать 2000 знаков;

— обращение может содержать вложенные документы и материалы в электронной форме в виде одного файла без архивирования;

— размер файла вложения не может превышать 5 Мб

для вложений допустимы следующие форматы файлов: docx, xlsx, pptx, txt, doc, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tif, gif, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov (иные форматы файлов не рассматриваются).

Чиновники будут обязаны отвечать на электронные обращения граждан

Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» вступил в силу 22 января.

Закон регулирует вопросы, касающиеся обращений в государственные органы, иные организации и к индивидуальным предпринимателям. В частности, право на обращение в госструктуры имеют граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица путем подачи письменных, устных или электронных обращений. Что касается индивидуальных предпринимателей, то к ним имеют право обращаться только граждане через книгу замечаний и предложений.

Основной новеллой закона является появление нового вида – электронных обращений, а также регламентация порядка и сроков их рассмотрения. Обязанность по рассмотрению электронных обращений возлагается на государственные органы и иные госорганизации. Обращения, поступившие в негосударственные учреждения, рассматриваются по решению руководителя этого учреждения.

Электронное обращение должно содержать те же реквизиты, что и письменное, за исключением требования о наличии личной подписи. Вместо личной подписи в нем в обязательном порядке должен быть указан адрес электронной почты заявителя.

Направляться в государственные органы и иные госорганизации электронные обращения могут на адрес электронной почты или размещаться в специальной рубрике на официальных сайтах организаций в интернете. Таким образом, со вступлением закона в силу на сайтах всех государственных органов и государственных организаций должны появиться соответствующие формы обратной связи для подачи обращений. При этом госорганизация обязана ответить только на те электронные обращения, которые направлены на электронную почту или специальную страничку на сайте. На обращения, размещенные на различных форумах и т.д., действие закона распространяться не будет.

Ответы на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителя. Однако в ряде случаев на такие обращения будут направляться письменные ответы. Это, к примеру, ситуации, когда заявитель сам настаивает на письменном ответе или же решение о направлении письменного ответа принято руководителем госоргана.

Установлены требования к содержанию ответов на электронные обращения. В частности, в ответах должны быть указаны фамилия, имя, отчество либо инициалы руководителя государственного органа или лица, уполномоченного подписывать ответы на обращения. Таким образом, теперь не требуется сканирования бланка или подписи лица, уполномоченного на подписание ответов на обращения.

Если гражданин не удовлетворен ответом на электронное обращение, он может с тем же вопросом обратиться на личный прием, в проведении которого также есть изменения. В частности, предусматривается возможность применения технических средств (аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки). Их использование допускается лишь по решению руководителя организации, в которой проводится личный прием. Кроме того, заявитель должен быть поставлен в известность, что проводится та или иная запись разговора. Если заявитель не согласен, чтобы во время личного приема велась аудио-, видеозапись, он может вместо устного обращения подать письменное или электронное обращение.

Особое внимание уделено качеству ответов на письменные обращения граждан: они должны быть обоснованными и мотивированными, а при необходимости – со ссылками на нормы актов законодательства, ответы должны содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей.

Законом также устанавливаются унифицированные сроки рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Так, письменные обращения, в том числе вносимые в книгу замечаний и предложений, должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца. Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, в течение пяти дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений. Таким образом, данные обращения не будут перенаправляться в судебные инстанции.

Новым является и требование, чтобы ответы направлялись заявителю на языке обращения. Подать обращение гражданин может на одном из государственных языков – белорусском или русском.

Одним из нововведений явилось также законодательное закрепление права заявителя отозвать свое обращение в любое время до его рассмотрения. При этом отзыв не препятствует последующему обращению в ту же организацию за рассмотрением того же вопроса.

Закон определяет порядок работы и с обращениями, по которым трудно дать ответ, поскольку из текста обращения сложно понять, о чем пишет заявитель. При отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются. Письменные ответы также могут не направляться заявителям, если для решения их вопросов совершены определенные действия – выполнены работы, оказаны услуги – в присутствии заявителей.

Чиновник, рассматривавший обращение, несет ответственность за недобросовестное отношение к решению вопроса гражданина, независимо от того, направлялось гражданином письменное или электронное обращение. В частности, за нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц должностное лицо может быть подвергнуто штрафу в размере от четырех до двадцати базовых величин. К виновным лицам могут быть применены и меры дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности.

Закон закрепляет меры ответственности и граждан за необоснованное обращение и злоупотребление правом на обращение. В частности, предусматривается, что расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством. Кроме того, гражданину придется также ответить по закону, если в его заявлении содержалась клевета или оскорбления.

В законе закреплено, что при поступлении обращения с вопросами, не относящимися к компетенции данного госоргана, оно может быть либо перенаправлено в компетентный орган, либо оставлено без рассмотрения. Однако заявитель должен быть уведомлен, в какую организацию и в каком порядке ему можно обратиться.

Действие закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» не распространяется на переписку госорганов при выполнении ими функций, возложенных нормативными правовыми актами, что поможет избежать вопросов об отнесении такой переписки к обращениям юридических лиц. Кроме того, устанавливаются конкретные формы подачи каждого вида обращения. Обращения, которые будут подаваться какими-то иными способами, не указанными в законе (например, факсы), не подпадают под его действие.

Организация работы с обращениями граждан: закон есть, но проблемы остаются

В.Ф. Янковая, зам. директора ВНИИДАД, канд. ист. наук, доц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок рассмотрения обращений граждан регулирует­ся Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О по­рядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»* (далее — Закон). Закон развивает положения ст. 33 Конституции Российской Федерации, предоставляющей гражданам право обращаться лично, а также направлять пись­менные индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Также Закон определяет порядок рассмотрения обращений граждан в органах власти. Органы государственной власти и органы местного самоуправления уже давно применяют по­ложения Закона на практике, и многие органы власти имеют локальные нормативные правовые акты, определяющие по­рядок рассмотрения обращений с учетом своей ведомственной специфики и порядок ведения делопроизводства по обраще­ниям граждан.

В 2010 и 2013 г. в Закон «О порядке рассмотрения обра­щений граждан Российской Федерации» были внесены измене­ния, существенным образом изменившие ряд важных положе­ний Закона. Изменения 2010 г. были вызваны принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «О порядке предоставления государственных и муниципальных услуг», а изменения 2013 г. были вызваны решением Конституционно­го Суда Российской Федерации. Эти изменения носят прин­ципиальный характер, меняя некоторые сложившиеся пред ставления о том, какие документы относятся к категории документов «Обращения граждан», что, в свою очередь, меня­ет некоторые сложившиеся приемы работы с этой категорией документов.

* Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 29.06.2010, 27.06.2010, 07.05.2013).

Рассмотрим те изменения, которые были внесены в Закон. Начнем с тех, которые были внесены в связи с принятием Фе­дерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В связи с принятием данного Закона изменения коснулись тех статей, в которых речь идет об обращениях граждан, сделанных в электронной форме: это ст. 4 и 7.

В статье 4 изменения внесены в определение понятия «об­ращение гражданина», которое теперь может быть не только в письменной или устной форме, но и в форме электронного документа:

«обращение гражданина . — направленные в государ­ственный орган, орган местного самоуправления или долж­ностному лицу в письменной форме или в форме электрон­ного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления».

Конечно, обращение в форме электронного документа остается по форме воспроизведения письменным обращени­ем, но главное здесь — форма представления документа и способ передачи (по информационно-коммуникационным каналам).

Пункт 3 статьи 7, которая и устанавливает право граж­данина обращаться в орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу в электрон­ной форме, в связи с принятием Федерального закона «Об ор­ганизации предоставления государственных и муниципальных услуг» также изложен в новой редакции. Сравним первона­чальную и ныне действующую редакции данного пункта За­кона:

ФЗ № 59-ФЗ в ред. от 02.05.2006

ФЗ № 59-ФЗ в ред. от 02.07.2013

«3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информа­ционным системам общего поль­зования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоя­щим Федеральным законом»

«3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного обращения, подлежит рассмотрению в порядке, установленном на­стоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обяза­тельном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материа­лы или их копии в письменной форме»

При этом положение Закона не содержит никаких указаний относительно придания юридической значимости обращению в электронной форме. Напомним в связи с этим положения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п. 4 ст. 11 которого говорит:

«В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участву­ют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых под­писано электронной подписью или иным аналогом собствен­норучной подписи отправителя такого сообщения, в поряд­ке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами»*.

Таким образом, обмен электронными сообщениями, кото­рые не подписаны электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи (кстати, законодательство Рос­сийской Федерации не объясняет, что такое «аналог собствен­норучной подписи»), нельзя рассматривать как обмен доку­ментами. Вместе с тем Закон обязывает орган власти или должностное лицо, рассмотревшее обращение в электронной форме, дать на него ответ и направить ответ в форме электрон­ного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (ст. 10, п. 4 Закона «О порядке рас­смотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Из этого можно сделать только один вывод: Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обязывает органы власти, органы местного само­управления, должностных лиц (а в соответствии со ст. 2 Закон распространяется и на государственные и муниципальные учреждения, и на иные организации, на которые возложено осу­ществление публично значимых функций) работать с обраще­ниями граждан, не имеющими юридической значимости, ведь гражданин, направляя обращение в электронной форме, не имеет возможности подписать его электронной подписью.

* Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 06.04.2011 № 65-ФЗ, от 21.07.2011 № 252-ФЗ, от 28.07.2012 № 139-ФЗ, от 05.04.2013 № 50-ФЗ, от 07.06.2013 № 112-ФЗ, от 02.07.2013 № 187-ФЗ).

Понимая это, органы власти при рассмотрении электрон­ных обращений вынуждены прибегать к различным приемам, позволяющим выйти из этой весьма непростой ситуации: они либо сообщают гражданину по электронной почте (если граж­данин не указал почтовый адрес, по которому должен быть дан ответ) о том, что обращение рассмотрено, подготовлен ответ на обращение и гражданин может получить его лично, пред­ставив документ, удостоверяющий личность, или направляют гражданину электронный образ ответа на обращение, т. е. фак­тически его копию. Получается, что в первом случае орган власти вынужден вступать с гражданином в дополнительную переписку, не предусмотренную Законом, что создает допол­нительную нагрузку на работников органов власти. Во втором случае орган власти на юридически не значимый документ дает юридически не значимый ответ. Если же гражданин в своем электронном обращении указал свой почтовый адрес, по кото­рому орган власти направляет ответ на обращение, то и в этом случае мы имеем более чем странную ситуацию, когда на не значимый в юридическом отношении документ (поскольку от­сутствует возможность идентификации лица, направившего обращение в электронной форме) орган власти направляет юридически значимый ответ (официальный документ).

Не случайно в ряде регионов органы власти, работая с электронными обращениями граждан, пытаются осущест­влять проверку лица (идентификацию лица), направившего обращение в электронной форме, через обращение к базам данных региональных управлений ФМС, МВД и др., с кото­рыми заключаются соответствующие соглашения.

Общий вывод в связи с данным положением Закона: норма Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», дающая право гражданам обращать­ся в орган власти с обращениями в электронной форме, про­тиворечит норме Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», заставляет органы власти или выходить за рамки правового поля, или вынуждает их создавать различные варианты вы­хода из этой ситуации, что приводит к дополнительной ра­боте и соответственно дополнительным временным и трудо­вым затратам.

Статья приведена с сокращением. Полный текст читайте в источнике.

Как написать электронную жалобу

Столкнувшись с фактами нарушения интересов и прав со стороны государственных организаций, юридических лиц, ИП, других граждан граждане могут направить электронную жалобу в адрес нарушителя, потребовать устранения самого нарушения и его последствий согласно действующему законодательству РФ. Это один из удобных способов защитить свои права, поскольку можно не тратить время на разъезды по разным организациям, а отправить документ, не выходя из дома. Несмотря на то, что претензии направляются по совершенно разным вопросам и в разные структуры, следует придерживаться определенных принципов составления документа. Грамотный подход при подаче претензии позволяет не только решить конкретную проблему и предупредить появление новых, аналогичных правонарушений.

Куда жаловаться

Прежде всего следует определиться с адресатом. Это может быть руководитель отделения или организации, надзорный орган, муниципалитет и пр. Грамотный выбор адресата влияет непосредственно на скорость и качество рассмотрения вопроса. Например, пожаловаться на кассира для начала достаточно управляющему торговой точки и нет необходимости сразу обращаться к директору торгового центра.

В общем случае, выбирая, куда направить жалобу, рекомендуется руководствоваться так называемым принципом очередности. На первом этапе граждане обязаны жаловаться непосредственно виновнику правонарушения или его руководству. Этот шаг рассматривается как попытка решить проблему в досудебном порядке и является обязательным этапом для последующего обращения в суд с исковым заявлением, если возникнет такая необходимость. Без этого шага вышестоящие инстанции или надзорные органы также могут не принимать претензии от пострадавшей стороны (за исключением нарушений, связанных с угрозой здоровью или жизни человека).

Прежде всего можно оформить претензию в адрес:

  • продавца (при покупке товара ненадлежащего качества);
  • руководителя отдела, организации;
  • управляющей компании, жилищной инспекции (по вопросам предоставления ЖКХ услуг);
  • индивидуального предпринимателя или компании, занимающихся предоставлением услуг по договору;
  • органов государственной власти;
  • Роспотребнадзора (при нарушении прав потребителей по вопросам качества товаров и услуг);
  • общественных объединений.

Способы подачи

Многие государственные учреждения и частные компании принимают электронные жалобы граждан через:

  • интернет-приемные на официальном сайте;
  • формы обратной связи;
  • электронную почту;
  • специализированные порталы.

В зависимости от выбранного способа подачи будет немного отличаться порядок дальнейших действий гражданина, чьи права были нарушены.

Общие рекомендации

Единого образца электронных, как и любых других, жалоб российским законодательством не установлено. Но независимо от адресата существует ряд общепринятых требований, которых следует придерживаться при составлении документа:

  1. Обязательное указание настоящих данных автора (ФИО, номера телефона, e-mail, почтового адреса), которые могут понадобиться для уточнения дополнительных подробностей. Важно знать, что анонимные жалобы не рассматриваются.
  2. Использование только достоверных фактов о себе и сложившейся проблеме (адресов, номеров, дат и пр.). При указании ложной информации автора могут привлечь к ответственности.
  3. Максимальная объективность текста без выражения личных эмоций и обид.
  4. Деловой язык изложения с соблюдением правил грамматики и синтаксиса. Проблему следует описывать лаконично, уделяя внимание наиболее значимым фактам в хронологическом порядке. Не следует использовать выражения с переносным или двойным смыслом.
  5. Изложение только проверенных фактов и их подкрепление соответствующими аргументами и доказательствами.
  6. Аргументирование собственных требований на основании норм действующего законодательства и имеющихся доказательств.
  7. Отсутствие нецензурных, жаргонных, оскорбительных выражений, угроз в чей-либо адрес. Иначе обращение просто не будет рассмотрено, а его автор может быть лишен права на досудебное урегулирование вопроса.

Структура жалобы

Для жалобы, которая будет отправлена посредством электронной почты, структура будет аналогична вариантам, предназначенным для почтовых отправлений или личной подачи. Документ можно составить в свободной форме с помощью текстового редактора на компьютере. Порядок оформления будет следующим:

  • Указать в правом верхнем углу адресата (должностное лицо/название организации, адрес) и личные данные автора (ФИО, место жительства, номер телефона, e-mail).
  • Написать ниже по центру название документа «Жалоба на …».
  • Описать проблемную ситуацию с указанием действующих лиц, даты и места событий.
  • Указать обнаруженные правонарушения, по возможности подкрепляя их ссылками на соответствующие нормы законов.
  • Обозначить свои требования.
  • Указать (при наличии) перечень дополнительных материалов (копий документов, фотографий), которые будут приложены к обращению в качестве доказательств правоты автора.
  • Поставить дату составления документа и ФИО автора. Для некоторых ситуаций потребуется заверить документ личной электронной подписью.

Образец жалобы

Обращение в интернет-приемную

В отличие от электронных жалоб на e-mail, для обращений через интернет-приемные или специализированные порталы предусмотрены специальные формы. Гражданину остается только заполнить поля соответствующей информацией. Некоторые сервисы позволяют отправлять письма без необходимости предварительной регистрации. Но зарегистрировавшись, гражданин получает возможность отслеживать изменение статуса и ход рассмотрения вопроса. Кроме того, по некоторым обращениям в государственные структуры, которые могут служить основанием для проверки нарушителя, потребуется обязательная авторизация через ЕСИА.

Чтобы пожаловаться, нужно зайти на официальный сайт учреждения и выбрать соответствующий раздел (Написать обращение, Электронная приемная и пр.). Формы будут отличаться в зависимости от адресата, но общими остаются следующие поля (все обязательные к заполнению помечаются знаком «*»):

  • тема обращения;
  • данные автора (ФИО, место жительства, e-mail, почтовый адрес);
  • суть проблемы;
  • предпочтительная форма ответа: электронная почта или почтовое отправление;
  • дополнительные вложения (фотоматериалы, документы) для подтверждения изложенных доводов.

Порядок и сроки рассмотрения

Все поступающие обращения, в том числе электронные жалобы, подлежат обязательной регистрации в качестве входящей корреспонденции в трехдневный срок. Далее проходит предварительное рассмотрение документа, после чего он направляется должностному лицу или в другую инстанцию, к чьей компетенции относится изложенная проблема.

Установленное законом максимальное время ожидания ответа зависит от оснований:

  • 10 дней – для ситуаций, связанных с положениями закона «О защите прав потребителей»;
  • 30 дней – при обращении в органы государственной власти или местного самоуправления.

В отдельных инстанциях (например, Прокуратуре) по жалобам, которые не требуют дополнительных проверок срок ответа сокращается до 15 дней. Напротив, при необходимости проведения дополнительных мероприятий временной интервал увеличивается еще на 30 дней. При этом автора обязательно уведомляют о принятом решении, причинах и планируемых сроках рассмотрения вопроса.

Если в течение указанных сроков ответа не последовало, причиной этому могут быть:

  • отсутствие личных данных, без которых не было возможности связаться с автором;
  • использование в тексте ненормативной лексики или угроз;
  • требование решить ситуацию, по которой автору ранее был предоставлен ответ;
  • невозможность определить суть проблемы из-за невнятного изложения текста или других причин;
  • программный сбой или другие факторы, по которым электронное письмо не дошло адресату.

Ответ автору может быть направлен в форме электронного документа на электронную почту или почтового отправления, где указываются предложения по решению спора и сроки их реализации. При отказе в решении проблемы обязательно указываются уважительные причины.

В случае, когда результат рассмотрения обращения оказывается неудовлетворительным или оно остается без ответа, следует обращаться к вышестоящие инстанции или государственные структуры, контролирующие деятельность нарушителя. Кроме того, граждане имеют право жаловаться в прокуратуру, полицию или суд.

Законодательная база

  1. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006г.
  2. ФЗ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая №51-ФЗ от 30.11.1994.
  4. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» № 8-ФЗ от 9.02.2009.

Дежурные юристы

Статья 46 Конституции РФ дает право гражданам на обжалование решений, действий (или бездействия)…

Возможность написать в Министерство здравоохранения – законное право каждого гражданина пожаловаться на нарушения…

Если районные управы оказались бессильны помочь в решении ваших вопросов, вы можете пожаловаться…

Электронные обращения граждан

социологические науки

  • Муртазина Зубаржат Родионовна , бакалавр, студент
  • Селезнева Айгуль Хамитовна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ
  • ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН

Похожие материалы

Важным конституционным правом граждан в сфере государственного и муниципального управления является право на обращение в органы власти. Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [1]. Как правило, граждане обращаются в органы власти с заявлениями о реализации каких-либо прав, положенных им по закону, жалобами на граждан и организации, которые нарушают их законные интересы либо с предложениями по улучшению деятельности органов власти. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту — Закон № 59-ФЗ) регламентирует процедуру рассмотрения таких обращений. Так, все обращения, поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежат обязательному рассмотрению (ст. 9 Закона № 59-ФЗ). Письменное обращение, поступившее в орган власти, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 Закона № 59-ФЗ) [2].

В последнее время обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления поступают не только в традиционно бумажной форме, но и в форме электронных обращений.

Способы подачи электронного обращения могут быть различными. Так, А.В. Савоськин выделяет следующие четыре способа: первый и наиболее традиционный — направление обращения по электронной почте, второй — направление обращения через электронную приемную официального сайта органа власти в сети Интернет, третий — посредством специализированных государственных интернет-порталов; четвертый (и наименее используемый) — направление обращений через специальные электронные терминалы, установленные в помещениях органов власти или многофункциональных центров [3].

Мы провели анализ электронных обращений на примере обращений, поступивших в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и размещенных в открытом доступе на его сайте [4]. Каждые 3-4 дня в электронную приемную МЖКХ РБ поступает хотя бы одно обращение от граждан. Всего за 2016 год в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан поступило 2185 обращений, что на 11% больше, чем в 2015 году [4].

Большинство обращений граждан, поступивших в этот республиканский орган власти, касаются вопросов благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов, в том числе их санитарного состояния, а также начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги. К сожалению, практически отсутствуют обращения, которые содержат предложения по совершенствованию деятельности управляющих компаний или органа власти, осуществляющего государственный жилищный надзор.

На наш взгляд, электронное обращение имеет множество преимуществ по сравнению с традиционным письменным обращением. Например, удобство (его можно направить, не выходя из дома), простота (достаточно обладать минимальными навыками работы на компьютере, чтоб отправить такое обращение на сайт), не требует почтовых расходов. Именно эти удобства и способствуют тому, что электронные обращения постепенно вытесняют письменные обращения граждан.

Однако направление электронного обращения через электронную приемную официального сайта органа власти имеет и свои недостатки.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона № 59-ФЗ в электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Таким образом, исходя из анализа данной нормы, гражданин не может направить обращение на сайт анонимно, что может быть сдерживающим фактором для отдельных граждан.

К сожалению, исходя из анализа обращений, размещенных на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан , невозможно сделать вывод о том, была ли решена проблема того или иного гражданина положительно. Впрочем, сайты других органов власти также не позволяют это сделать. На наш взгляд, для обеспечения прозрачности деятельности органов власти, имеется смысл дополнить каждое обращение вкладкой «Результат рассмотрения обращения», в котором обязать орган власти кратко указывать, какие меры были приняты по обращению данного гражданина с указанием срока выполнения и предоставлением соответствующих доказательств (например, это может быть фотоотчет о благоустройстве двора, обращение самого гражданина с благодарностью за проделанную работу и т.п.).

Право на обращение — весьма действенное и важное средство защиты гражданами своих прав, это канал информирования властей, источник информации, необходимой для оперативного решения многих важных вопросов. Однако для повышения эффективности электронных обращений в органы власти необходимо совершенствовать процедуру направления и рассмотрения таких обращений.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».
  2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006. № 19. Ст. 2060.
  3. Савоськин А.В. Способы подачи электронных обращений в России (проблемы правового регулирования и практики) // Информационное право. 2016. N 3. С. 12 — 16.
  4. http://house.bashkortostan.ru
Видео (кликните для воспроизведения).

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Ответ на обращение по электронной почте
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Признание брака заключенного за рубежом

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here