Радиус доступности школ и детских садов

Радиус доступности школ и детских садов

* С входами и окнами.

Примечания*: 1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

3. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных — для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.

Нормативы градостроительного проектирования Московской области
Постановление Правительства Московской области от 17 августа 2015 года N 713/30

(с изменениями на 21 февраля 2017 года)

5.18. Минимальная обеспеченность жителей местами в муниципальных дошкольных образовательных организациях принимается из расчета 65 мест на 1 тыс. человек.

Минимальная обеспеченность жителей местами в муниципальных общеобразовательных организациях принимается из расчета 100 процентов от количества детей в возрасте от 6 до 15 лет (1-9 классы) и 50 процентов от количества детей в возрасте от 15 до 17 лет (10-11 классы) при обучении в одну смену, а при отсутствии сведений о демографическом составе жителей, в том числе в проектируемой жилой застройке, из расчета 135 мест на 1 тыс. человек.

Минимальная обеспеченность жителей местами в организациях дополнительного образования детей определяется в процентах от количества детей в возрасте от 6 до 15 лет:
в детских и юношеских спортивных школах — 20 процентов;
в школах по различным видам искусств — 12 процентов.

Минимальная обеспеченность жителей Московской области объектами в виде показателей, предоставляемых в них услуг в расчете на 1 тыс. человек, принимается: Доля отдельно стоящих торговых объектов должна составить не менее 300 кв.м/ торговой площади на 1000 жителей;

5.21. Минимальное количество автозаправочных станций в муниципальных образованиях проектируется из расчета одной топливораздаточной колонки на 1200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков для станций:

на 2 колонки — 0,1 га;
на 5 колонок — 0,2 га.

5.24. При новом строительстве необходимо предусматривать помещение для размещения участкового пункта полиции, исходя из следующих нормативов:
один участковый уполномоченный полиции на 2.8-3 тысячи постоянно проживающего городского населения;
один участковый уполномоченный полиции на 2.8 тысячи человек в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов.

Минимальная обеспеченность площадью помещения на одного участкового уполномоченного полиции должна быть не менее 20 кв.м, при этом общая площадь помещения участкового пункта полиции должна быть не менее 45 кв. м

Удаленность детского сада

Вопрос: В предыдущем СанПиНе 2.4.1.2660-10 в п.2.4 была описана шаговая доступность ДОУ. В новом замененном СанПиНе 2.4.1.3049 нормы пешеходной доступности отсутствуют.

Подскажите, пожалуйста, на что теперь ссылаться при определении территориальной доступности ДОУ? Каковы нормы удаленности детского сада от дома? Наталья

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Ранее в п. 2.4. СанПиН 2.4.1.2660-10 отмечалась пешеходная доступность ДОУ: в городах — не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах одно- и двухэтажной застройки — не более 500 м. Допускается для сельских районов радиус пешеходной доступности до 1 км. Для районов Крайнего Севера, горных районов, для южных районов радиус пешеходной доступности допускается снижать в 1,5 раза.

Термин «пешеходная доступность» нигде не конкретизирован и, согласитесь, что он представляется непонятным: например, откуда считать 300 метров и 500 метров?

Отчасти поэтому, сейчас в п. 2.1. СанПиН 2.4.1.3049 отмечено, что здания ДОУ размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок.

При этом в п. 10.4. Свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» отмечено, что радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в таблице 5.

Учреждения и предприятия обслуживания Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения*:

  • в городах 300
  • в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке 500

То есть, в вашем случае следует ссылаться на радиус обслуживания ДОУ (300 и 500 метров), обозначенный в указанном своде правил.

Зона школ и детских дошкольных учреждений

Участки школ и детских дошкольных учреждений в целях создания лучших санитарно-гигиенических условий и изоляции от магистральных улиц рекомендуется размещать в середине микрорайона и по возможности вблизи микрорайонного сада.

Школы и детские сады-ясли следует размещать на отдельных участках и отделять их оградами. К каждому участку должен быть обеспечен подход, не проходящий через дворы жилых домов.

Размещение и ориентация зданий детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ должны обеспечивать непрерывную трёхчасовую продолжительность инсоляции в помещениях, предусмотренных строительными нормами и правилами [1, п. 9.19; 4, п. 1.156, п. 1.161, п. 1.162].

Приемы размещения школ и детских учреждений используются в зависимости от местных условий. Эти здания могут находиться вокруг сада, расположенного в центре микрорайона, могут рассредоточиваться и размещаться в непосредственной близости к жилым территориям либо у границ микрорайона, выходящих в сторону городского зелёного массива или тихой жилой улицы. Радиус обслуживания населения принимается 750 м для общеобразовательных школ и 500 м для начальных школ [1, п. 5.4*, табл. 5*].

Если школьный участок выходит на жилую улицу, то здание школы рекомендуется размещать с отступом не менее 25 м от красной линии. При расположении школьного участка внутри микрорайона необходимо соблюдать разрыв от его границ до стен жилых домов не менее 10 м, до зданий коммунального назначения и пожарных депо – не менее 50 м [1; п. 55, табл. 6]. Окна классных помещений школ допускается ориентировать на все стороны горизонта кроме северной – в I, II, III климатических районах и кроме западной – в IV климатическом районе, причем не более 50 % учебных кабинетов могут быть ориентированы на северную сторону горизонта [4, п. 2.9, табл. 3]. Приложение 3

Читайте так же:  Аттестация водителя пожарного автомобиля

Требования к земельным участкам школ

.На земельных участках школ должны предусматриваться следующие основные зоны: физкультурно-спортивная, начальной военной подготовки, учебно-опытная, отдыха и хозяйственная.

Состав и площади основных зон земельных участков школ должны приниматься по табл. 4.6.

Как физкультурно-спортивную, так и зону начальной военной подготовки не допускается размещать со стороны окон классных помещений зданий школ и школ-интернатов. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон других помещений здания, при наличии ограждения высотой 3 м – не менее 15 м, а площадки для занятий другими видами физкультурно-спортивных занятий – на расстоянии не менее 10 м.

Рис. 4.7. Генплан участка школы на 464 учащихся (12 классов): 1 – здание школы; 2 – теплица; 3 – парники; 4 – мусоросборник; 5 – навес для занятий на воздухе; 6 – хозяйственный сарай; 7 – участок овощных и полевых культур; 8 – участок плодового сада и ягодника; 9 – участок цветочно-декоративных растений; 10 – участок питомника плодово-ягодных и декоративных растений; 11 – участок коллекционно-селекционной работы; 12 – метеорологическая и географическая площадка; 13 – участок начальных классов; 14 – площадка для подвижных игр I–II классов; 15 – площадка для подвижных игр III–IV классов; 16 – площадка для подвижных игр V–VII классов; 17 – площадка для тихого отдыха V–VII классов; 18 – легкоатлетическая площадка; 19 – площадка для спортивных игр; 20 – площадка для гимнастики; 21 – площадка для волейбола и баскетбола; 22 – площадка для тенниса

Рис. 4.8. Генплан участка школы на 624 учащихся (16 классов): 1 – здание школы; 2 – теплица; 3 – парники; 4 – мусоросборник; 5 – навес для занятий на воздухе; 6 – хозяйственный сарай; 7 – участок овощных и полевых культур; 8 – участок плодового сада и ягодника; 9 – участок цветочно-декоративных растений; 10 – участок питомника плодово-ягодных и декоративных растений; 11 – участок коллекционно-селекционной работы; 12 – метеорологическая и географическая площадка; 13 – участок начальных классов; 14 – площадка для подвижных игр I–II классов; 15 – площадка для подвижных игр III–IV классов; 16 – площадка для подвижных игр V–VII классов; 17 – площадка для тихого отдыха V–VII классов; 18 – легкоатлетическая площадка; 19 – площадка для спортивных игр; 20 – площадка для гимнастики; 21 – площадка для волейбола и баскетбола; 22 – площадка для тенниса; 23 – площадка комбинированная (баскетбол, волейбол и др.)

На земельных участках детских дошкольных учреждений следует размещать площадки: групповые, для занятий физкультурой, для выращивания овощных и ягодных культур, хозяйственную. Состав и площади земельных участков детских садов-яслей приведены в табл. 4.8.

Состав и площади земельных участков детских садов-яслей

Наименование Площадь участков, м 2 , при количестве мест
1. Площадь застройки
а) зданий В соответствии с проектами зданий
б) теневых навесов 40´ 4 40´ 6 40´ 7 40´ 12 40´ 14 40´ 24 40´ 28
2. Детские площадки, в том числе:
а) групповые – для детей ясельного возраста 150´ 2 150´ 2 150´ 3 150´ 4 150´ 6 150´ 8 150´ 12
б) групповые для детей дошкольного возраста 180´ 2 108´ 4 180´ 4 108´ 8 180´ 8 180´ 16 180´ 16
в) общая физкультурная 200´ 2 200´ 2
г) плескательный бассейн 21´ 2 21´ 2
д) огород-ягодник 15´ 2 15´ 4 15´ 4 15´ 8 15´ 8 15´ 16 15´ 16
е) для животных и птиц
3. Хозяйственная площадка
4. Зеленые насаждения Как правило, не менее 50 % площади участка
Общая площадь земельного участка

Примечание.

В площадь зеленых насаждений включаются зеленые защитные полосы, живая изгородь, газоны, цветники и зеленые насаждения на групповых и общих площадках участка.

Площадка озеленения участков детских дошкольных учреждений общего типа должна составлять не менее 16 м 2 на 1 место, в том числе зеленых насаждений, газонов и цветников не менее 7 м 2 , в комплексах детских садов-яслей не менее 14 м 2 .

Количество групповых площадок на земельных участках детских дошкольных учреждений должно соответствовать количеству детских групп в здании. Количество групп и мест в них для различных типов зданий детских садов-яслей указано в табл. 4.9.

Типы зданий детских садов-яслей, количество групп и мест в них

Тип здания Количество групп и мест в них Общее количество групп
ясельного возраста дошкольного возраста
1. Детский сад-ясли на 90 мест 2 группы по 20 мест 2 группы по 25 мест
2. Детский сад-ясли на 140 мест 2 группы по 20 мест 4 группы по 25 мест
3. Детский сад-ясли на 160 мест 3 группы по 20 мест 5 групп по 25 мест
4. Детский сад-ясли на 280 мест 4 группы по 20 мест 8 групп по 25 мест
5. Детский сад-ясли на 320 мест 6 групп по 20 мест 9 групп по 25 мест

Площадь групповых площадок в расчете на 1 место в детских дошкольных учреждениях общего типа должна составлять в ясельных группах 7,5 м 2 , дошкольных – 7,2 м 2 .

Групповые площадки должны соединяться кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, которую можно совмещать с проездом к зданию.

На земельных участках детских дошкольных учреждений вместимостью до 150 мест следует размещать одну физкультурную площадку, свыше 150 мест – две физкультурные площадки: для ясельных и дошкольных групп. Площадь физкультурной площадки следует принимать из расчета 10 м 2 на одно место в группе.

На физкультурной площадке для дошкольных групп необходимо предусмотреть: беговую дорожку не менее 30 м; яму для прыжков 4´ 4 м; зоны для гимнастических снарядов и спортивных игр.

На участках детских дошкольных учреждений, за исключением размещаемых в IА, IБ, IГ и IIА климатических подрайонах, следует предусматривать площадку для выращивания овощных и ягодных культур из расчета 0,6 м 2 на ребенка.

На земельных участках детских дошкольных учреждений всех типов следует размещать хозяйственную площадку. Площадь хозяйственной площадки следует принимать для детских учреждений вместимостью до 50 мест – 70 м 2 , от 50 до 150 мест – свыше 100 м 2 , свыше 150 мест – 150 м 2 .

Читайте так же:  Расстояние от дома до дома соседа нормы

Территория земельного участка детских дошкольных учреждений общего типа должна иметь ограждение высотой 1,6 м.

Участок детского учреждения должен быть огражден по периметру зеленой защитной полосой шириной до 5 м. Подробные требования к решению генерального плана участка детского дошкольного учреждения приведены в [1, прил. 6, 7]. Примеры решения генеральных планов детских садов-яслей различной вместимости показаны на рис. 4.9 и 4.10.

Рис. 4.9. Генплан участка детсада на 320 мест: 1 – здание сада на 320 мест; 2 – групповая площадка для детей ясельного возраста; 3 – групповая площадка для детей от 3–7 лет; 4 – спортивная площадка; 5 – бассейн; 6 – хозяйственный двор; 7 – огород-ягодник; 8 – площадка для животных

Рис. 4.10. Генплан участка детсада на 280 мест: 1 – здание сада на 280 мест; 2 – групповая площадка для детей ясельного возраста; 3 – групповая площадка для детей 3–7 лет; 4 – спортивная площадка; 5 – бассейн; 6 – хозяйственный двор; 7 – площадка для животных; 8 – огород-ягодник

В курсовой работе необходимо на миллиметровке выполнить генплан подобранных школ и детских садов-яслей с экспликацией (М 1:1000), которые в дальнейшем будут использованы при комплексном решении микрорайона.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Требования к размещению общеобразовательных учреждений

2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 — 170 м.

2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка школы до проезда с 15 до 25 м.

2.1.3. Размещение школ на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта недопустимо.

2.1.4. Строительство вблизи школ индивидуальных гаражей легковых машин недопустимо.

Между границами школьных участков и гаражей минимальная санитарно-защитная зона должна составлять 25 м при мощности гаража до 20 машин и 50 м — при мощности гаражей до 50 машин. При большей мощности гаражей вопрос о степени их удаления от школы должен быть согласован с органами Госсанэпиднадзора.

2.1.5. Расстояния от школьного здания до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) должны приниматься в соответствии со СНиП 2.07.01-89.

2.1.6. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах, должен составлять не более 0,5 км пешеходной доступности; в I климатическом районе (I подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста (I — II ступени обучения) — 0,3 км, для старших школьников (III ступень) — 0,4 км; в I климатическом районе (II подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста — 0,4 км, для старших школьников — 0,5 км.

Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для учащихся I ступени — 15 минут (в одну сторону), для учащихся II и III ступени — не более 30 минут (в одну сторону).

2.1.7. В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся I ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в одну сторону) при транспортном обслуживании.

Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании — не более 30 минут.

Предельный радиус обслуживания учащихся II — III ступеней не должен превышать 15 км.

2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся, проживающие на расстоянии от школы более 3 км.

Подвоз сельских школьников осуществляется специальным школьным транспортом.

Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.

Остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с 3-х сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.

2.1.9. Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий должен предусматриваться пришкольный интернат из расчета 10 % мест от общей вместимости учреждения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10186 —

| 7576 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Радиус доступности школ и детских садов

Проекты школ разработаны для строительства в условиях как городской застройки в любой стране, любого климата и экономии земли, так для малонаселенной местности.

Возможно быстрое изменение функционального назначения базового проекта школы.

По желанию возможна разработка 3D поэтажных планов надземного этажа и подвала полностью или фрагментарно.

Рекомендуется заказ разработки 3D интерьера помещений и входных групп.

На стадии эскизного проектирование школы возможна доработка поэтажных планов с учетом конкретных требований заказчика и задач, которые должен решать данная школа.

Все требования и пожелания к поэтажным планам школы целесообразно предварительно максимально тщательно и подробно сформулировать в техническом задании на разработку эскизного проекта школы.

Одной из наших услуг является проектирование школ не выше двух этажей, общей площадью до 1500 кв. м. Не всегда в школе много учеников. Во многих населенных пунктах классы недоукомплектованы, а здания школ ветхие.

Возможно проектирование школы, состоящей из нескольких, например, 2-3 двухэтажных зданий общей площадью до 1500 кв. м каждое.
Такие проекты пользуются все возрастающей популярностью, поскольку, помимо отсутствия необходимости проведения экспертизы проекта, они не требуют значительных финансовых вложений, применения высотных кранов и т.д.
Данные проекты востребованы, и могут быть построены на небольших участках земли.

Нормативные документы для проектирования школ

Московские городские строительные нормы (МГСН) МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные учреждения».

5.1. Здания общеобразовательных учреждений следует размещать на обособленных
участках территории с учетом перспективного развития жилого района и санитарно-защитных
зон существующих и проектируемых объектов. Площади земельных участков следует
принимать в соответствии с МГСН -1.01.
Расстояние от зданий школы до красной линии и от границы участка территории школы до
стен жилых домов следует принимать по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031 и СанПиН 2.2.1/2. 1.1.1076 в
соответствии с требованиями санитарных норм и правил по обеспечению нормативных уровней
физических факторов, инсоляции, освещенности.

Читайте так же:  Определить объект по кадастровому номеру

7.1. Здания общеобразовательных учреждений рекомендуется проектировать
универсальными в целях эксплуатации их как в качестве школы с различными организационно-
педагогическими структурами, так и лицея или гимназии.
*7.2. Здание общеобразовательного учреждения проектируется, как правило, высотой 3
этажа. Для затесненных участков застройки допускается проектировать общеобразовательные
учреждения в 4-е этажа. На 4-ом этаже не допускается размещать помещения начальных
классов. В ранее построенных школах 5 этаж необходимо отводить под редко посещаемые
учебные помещения. На реконструкцию существующих пятиэтажных зданий школ следует
разрабатывать специальные технические условиями по согласованию с надзорными
организациями города Москвы.
*7.3. Высота надземных этажей здания должна быть от пола до потолка в чистоте не менее 3
м. Высота зрительного (СНиП 2.08.02 приложение 6) и спортивного залов принимается согласно
приложению Ж (таблицы 9 и 10) к настоящим нормам.

Для приобретения проекта школы свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом, указанном на сайте.

Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в таблице

Учреждения и предприятия обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения (*)

в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживания общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

10.5 Радиус обслуживания общеобразовательных учреждений в городских поселениях следует принимать согласно нижеследующей таблице. Строительно-климатическая зона

Категория обучающихся (ступень обучения)

Радиус пешеходной доступности общеобразовательного учреждения не более, км

II—III

I (I подзона)

I и II

I (II подзона)

I и II

Размещение общеобразовательных учреждений допускается на расстоянии транспортной доступности: для учащихся I ступени обучения – 15 мин (в одну сторону), для учащихся II–III ступеней – не более 50 мин (в одну сторону). В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно соответствовать нижеследующим требованиям.

30 Ступень обучения

Радиус пешеходной доступности не более, км

Радиус транспортной доступности (в одну сторону) не более, мин

II—III

СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:

Видео (кликните для воспроизведения).

I ступень (начальное общее образование) — 4 года;
II ступень (основное общее образование) — 5 лет;
III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».

Предприятия культурно-бытового обслуживания микрорайона. Радиусы обслуживания, приемы объединения и кооперирования

Номенклатура общественных зданий (детских садов, школ, предприятий торговли и бытового обслуживания) представлены в таблице 5. Этот перечень является ориентировочным и может корректироваться в зависимости от принятого планировочного решения.

Состав, емкость учреждений культурно-бытового обслуживания и радиусы доступности определяются исходя из численности населения микрорайона. При этом следует дополнительно учитывать население, приезжающее из других районов, т.е. проектировать их с некоторым завышением по отношению к численности микрорайона.

учреждения и предприятия обслуживания

вместимость на 1000 чел. постоянного населения, не менее

пешеходная доступность, м, не более

  • 1. ТОРГОВЛЯ
  • 1.1. Магазины продовольственных товаров

1.2. Магазины непродовольственных товаров

м2 торговой площади

2. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ

2.2. Кафе и рестораны

3. БЫТОВОЕ ОБЛУЖИВАНИЕ

3.1. Ремонт и пошив обуви

3.2. Приемные пункты химчистки

4. УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И СПОРТА

4.1. Детские дошкольные учреждения для детей до 6 лет

4.2. То же для детей 6-летнего возраста

4.3. Общеобразовательные школы

4.4. Учебно-производственные комбинаты

4.6. Спортивные залы

м2 площади зала

4.7. Плавательные бассейны

м2 зеркала воды

5. ЛЕЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

5.1. Поликлиники для взрослых

Посещение в смену

5.2. Поликлиники для детей

м2 нормируемой площади

5.4. Раздаточные пункты молочной кухни

6. УЧРЕЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ, ФИНАНСОВ И СВЯЗИ

6.1. Жилищно-эксплуатационные организации

м2 нормируемой площади

6.2. Отделения сбербанков

6.3. Отделения связи

Определив количество, состав и емкость учреждений обслуживания, необходимо вычислить размеры территорий, на которых эти учреждения можно разместить в микрорайоне. Размеры этих территорий можно определить по прил.4.

При решении системы культурно-бытового обслуживания жилого района возможны различные приемы объединения и кооперирования входящих в нее учреждений. Так, возможно объединение детского сада с начальной школой. В других условиях может оказаться целесообразным размещение одной укрупненной средней школы на 2-3 микрорайона или создание комплекса из двух школ в сочетании со спортивным центром на пересечении внутриквартальных пешеходных жилых улиц. Возможно также кооперированное размещение спортивных сооружений в сочетании с центром досуга, позволяющее эффективно использовать как спортивные, так и зрелищные залы.

В ряде случаев магазины и предприятия бытового обслуживания целесообразно укрупнять. Подобный торгово-бытовой комплекс (ТБК) при сохранении радиуса доступности 500 метров может обслуживать несколько микрорайонов или крупных жилых групп. Торговые блоки и блоки бытового обслуживания, формирующие ТБК, представлены в прил.1.

В случае применения многофункциональных жилых домов предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания и связи решаются в виде встроенно-пристроенных помещений в первом, а иногда и во втором этажах. Размещение предприятий обслуживания в первых-вторых этажах многоэтажных жилых домов имеет определенные трудности, так как загрузка этих предприятий допускается лишь со стороны проезжей части улиц или с торцов этих домов.

Радиус доступности школ и детских садов

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

1 * Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Читайте так же:  Как открыть карту сбербанка для ребенка

Примечания: 1. Для климатических подрайонов I А, I Б, I Г, I Д и II А, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30 %.

2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

5.5*. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в табл. 6 *.

Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

до красной линии

до стен жилых домов

до зданий общеобразовательных школ, детских дошкольных и лечебных учреждений

в сельских поселениях

Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)

Радиус доступности школ и детских садов

Радиус обслуживания от места проживания учеников к общеобразовательному учебному заведению должен составлять не более 0,5 км пешеходной доступности. Допустимым считается размещение школ на расстоянии транспортной доступности, которая составляет 15 минут для учеников школ I уровня (начальная школа) и 30 минут – для учеников школ II-III уровня (основная или неполная средняя, средняя или старшая школа).

Радиус пешеходной доступности относительно размещения школ I уровня в сельской местности должен составлять не более 2 км и не более 15 минут в одну сторону. Максимальный радиус обслуживания учеников школ II–III уровней не должен превышать 15 км.

Транспортировка школьников к учебному заведению в сельской местности должна осуществляться специальным транспортом. Причем транспортным обслуживанием должны обеспечиваться ученики, которые проживают на расстоянии от школы свыше 3 км, с обязательным предварительным определением остановок соответствующего транспорта. Расстояние от места проживания к месту сбора школьников на остановке не должно превышать 500 м.

Здания общеобразовательных школ размещаются на расстоянии не менее 25 м от красной линии земельного участка. Расстояние от границы участка школы до стен жилых домов с входами и окнами должно быть более 10 м.

По периметру земельного участка заведения следует предусмотреть расположение защитной зеленой полосы (деревья, кусты, газоны) шириной не менее 1,5 м (со стороны улицы — не менее 3 м).

Ограждение территории заведения должно быть высотой не менее 1,2 м. Лишь в случае размещения школы внутри жилищных кварталов допускается использование ограждений между ними, которое состоит из зеленых насаждений высотой 1 м.

Площадь озеленения земельного участка общеобразовательного учебного заведения должна составлять 45–50% от ее общей площади. Только в случае, если земельный участок прилегает непосредственно к зеленым массивам (парки, сады, скверы); в случае размещения школ в сельской местности процент озеленения может быть уменьшен до 30%.

Характер расположения и ориентации основных функциональных помещений общеобразовательных учебных заведений должен обеспечивать непрерывную инсоляцию на протяжении 3 часов в день. Поэтому высокорослые деревья необходимо высаживать на расстоянии не менее 10 м от стен с окнами учебных помещений, кусты – на расстоянии не менее 5 м. Запрещается возле школы высаживать колючие деревья, кусты и растения с ядовитыми ягодами, выращивать грибы и тому подобное.

Земельный участок общеобразовательного учебного заведения должен разделяться на следующие функциональные зоны: учебная зона, учебно-производственная зона, учебно-исследовательская зона, физкультурно-спортивная зона, зона отдыха, хозяйственная зона, жилищная зона, а также сельскохозяйственная зона (для школ, которые расположены в сельской местности).

Данные относительно состава и площади отдельных функциональных зон земельного участка общеобразовательной школы приведены в таблице 1.

Состав и площади отдельных функциональных зон земельного участка

Вопрос: В предыдущем СанПиНе 2.4.1.2660-10 в п.2.4 была описана шаговая доступность ДОУ. В новом замененном СанПиНе 2.4.1.3049 нормы пешеходной доступности отсутствуют.

Подскажите, пожалуйста, на что теперь ссылаться при определении территориальной доступности ДОУ? Каковы нормы удаленности детского сада от дома? Наталья

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Ранее в п. 2.4. СанПиН 2.4.1.2660-10 отмечалась пешеходная доступность ДОУ: в городах — не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах одно- и двухэтажной застройки — не более 500 м. Допускается для сельских районов радиус пешеходной доступности до 1 км. Для районов Крайнего Севера, горных районов, для южных районов радиус пешеходной доступности допускается снижать в 1,5 раза.

Термин «пешеходная доступность» нигде не конкретизирован и, согласитесь, что он представляется непонятным: например, откуда считать 300 метров и 500 метров?

Отчасти поэтому, сейчас в п. 2.1. СанПиН 2.4.1.3049 отмечено, что здания ДОУ размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок.

При этом в п. 10.4. Свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» отмечено, что радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в таблице 5.

Учреждения и предприятия обслуживания Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения*:

  • в городах 300
  • в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке 500

То есть, в вашем случае следует ссылаться на радиус обслуживания ДОУ (300 и 500 метров), обозначенный в указанном своде правил.

Современные тенденции обустройства участков школ и детских дошкольных учреждений

Создание комфортной и экологичной среды. При выборе участков для размещения школ и детских дошкольных учреждений важно обеспечивать их удобную пешеходную доступность по отношению к местам проживания населения: дошкольные учреждения и начальные школы или классы следует размещать на расстоянии до 500 м, базовые школы (исключая начальные школы, классы) — до 750 м, межшкольные учебные комбинаты — не далее 30 минут транспортной доступности.

Рекомендуемые показатели площади участков детских учреждений воспитания и образования приведены в табл. 2.6.1.

Таблица 2.6.1. Рекомендуемые показатели площади участков школ и детских дошкольных учреждений

Площадь на единицу расчета

Общеобразовательные школы вместимостью, мест:

до 500 включительно

свыше 500 до 600 включительно

  • 60 кв. м
  • 50 кв. м
  • 35—45 кв. м

Детские дошкольные учреждения вместимостью, мест: до 100 включительно свыше 100

  • 40 кв. м
  • 30—35 кв. м
Читайте так же:  Что делать если заперли машину во дворе

Рекомендуемые показатели площади участков специализированных школ принимаются: спортивных и школ-интернатов 2—2,5 га на объект, музыкальных, художественных — 15 кв. м на одно место [7].

Для школ и дошкольных учреждений выбираются сухие и проветриваемые участки (уровень стояния грунтовых вод на участке должен быть не менее 0,7 м ниже отметки спланированной поверхности территории).

Участки должны быть планировочно выделены. Въезды и входы на участки, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, подходы к зданиям не менее чем за 100 м должны иметь твердое покрытие.

При размещении автостоянок вблизи школ и дошкольных учреждений расстояние от них до границ участков школ и дошкольных учреждений следует принимать не менее приведенных в табл. 2.6.2 [57].

Таблица 2.6.2. Рекомендуемые расстояния от автостоянок и гаражей до участков школ и детских дошкольных учреждений

Границы участков, до которых определяется расстояние

Расстояние от границ открытых автостоянок, стен гаражей, при количестве легковых автомобилей

Границы участков школ и детских дошкольных учреждений

* Определяется по согласованию с органами санитарного надзора.

Особенности обустройства участков школ, гимназий, лицеев. На территории участка школы, с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса, выделяются функциональные зоны: физкультурно-спортивная, учебно-опытная, культурно-массовых мероприятий, отдыха, хозяйственная. Состав и площади функциональных зон рассчитываются исходя из вместимости общеобразовательного учреждения, количества параллельных классов, специализации учреждения. Все зоны должны иметь связь со зданием и между собой.

Для школьной деятельности могут использоваться другие городские территории. Например, парки используются для физкультурно-оздоровительных занятий, занятий по биологии. К рекомендуемым для использования школьниками городским озелененным открытым пространствам можно отнести те, которые непосредственно примыкают к участкам школ или расположены не далее 15-минутной пешеходной доступности от них. При этом нежелательно пересечение пешеходных путей, используемых школьниками, с магистралями с интенсивным движением автомобильного транспорта.

При вынесении физкультурно-спортивной зоны на близлежащие городские парковые территории размер школьного участка может быть уменьшен на 25—30 %, при вынесении зоны отдыха — на 10 % (исключая зону отдыха 0-х классов).

Открытые пространства школ могут использоваться во внеучебное время жителями соседних территорий. Поэтому важно, чтобы школьные открытые пространства интегрировали в себе качества среды для детей и среды общественного назначения.

Физкультурно-спортивная зона составляет примерно 30 % всей площади участка школы (с учетом площади застройки). Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размешать со стороны спортивного зала.

Основным элементом физкультурно-спортивной зоны является физкультурно-игровой комплекс, включающий:

  • • поле для минифутбола;
  • • площадку для гимнастики и занятий на спортивных снарядах;
  • • беговую дорожку;
  • • площадку для игр младших школьников.

Следует предусматривать возможность использования футбольного поля в зимний период для катания на коньках.

Физкультурно-спортивные площадки, предназначенные для спортивных игр, рекомендуется ориентировать продольными осями в направлении север-юг. Остальные площадки допускается ориентировать произвольно.

Физкультурно-игровой комплекс может создаваться для 2—3 школ, расположенных в 5—7-минутной пешеходной доступности.

Учебно-опытная зона включает участки для проведения практических занятий по биологии, экологии, географии, метеорологическую площадку, участки для наблюдений за растениями.

Зона культурно-массовых мероприятий предназначена для проведения торжественных собраний, линеек, праздников и других мероприятий. Ее основным элементом является площадка для массовых сборов, которая может использоваться учениками старших классов для отдыха во время перемен, встреч со сверстниками после уроков.

Организация такой территории требует индивидуальных планировочных и архитектурно-ландшафтных приемов, обусловленных спецификой градостроительной и ландшафтной ситуации, например создание амфитеатра на рельефе, размещение декоративных водных устройств, древесно-кустарниковых композиций.

Зона отдыха составляет около 16 % плошали участка школы. Для учащихся начальных классов должна быть выделена отдельная зона отдыха с площадками, предназначенными для подвижных игр. Их площадь должна быть рассчитана на 100 % учащихся этой возрастной группы.

Площадки для отдыха учащихся 5—9-х классов следует подразделять на площадки для подвижных игр исходя из 50 % охвата учащихся данной возрастной группы и на площадки для спокойного отдыха остальной части учащихся, которые должны располагаться в отдалении от площадок для спортивных игр.

Участок психологической разгрузки может совмещаться с площадкой тихого отдыха. Архитектурно-ландшафтная организация участка должна способствовать формированию у детей положительных эмоций, развитию фантазии, инициативного мышления. Основной принцип организации пространства — создание эмоционально выразительных микроландшафтов: сада камней, скульптурных композиций, искусственного рельефа, декоративного мощения, живописных кустарниковых и цветочных композиций.

Зоны отдыха в школах-интернатах должны иметь удобную связь со спальным корпусом.

Игровые площадки, располагающиеся у здания школы, следует засевать невысокой, устойчивой к вытаптыванию травой.

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения или в пищеблок и иметь отдельный въезд с улицы.

Мусоросборники следует размещать в хозяйственной зоне и устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон здания и входа в пищеблок. Контейнеры для мусора и отходов должны иметь плотно закрывающиеся крышки.

Особенности обустройства участков специализированных школ. Школы естественнонаучного профиля представлены несколькими уклонами: биологическим, экологическим, географическим. К общим требованиям пространственной организации участков школ естественнонаучного профиля относятся увеличение площади учебно-опытного участка и организация на его территории специализированных площадок.

Для школ биологического и экологического профиля следует предусматривать участки полевых и овощных культур, участки цветочно-декоративных растений, участки коллекционно-селекционной работы. Желательно устройство теплиц или парников, зоологической, экологической площадок.

Для школ географического и экологического профиля предусматривается размещение метеорологической площадки. Часть занятий по профильным предметам, полевые практики, экскурсии проводятся за пределами школьного участка.

Особенности обустройства участков детских дошкольных учреждений. Участки детских дошкольных учреждений следует принимать из расчета 700— 800 кв. м на группу [7].

Не допускается размещение детских дошкольных учреждений непосредственно у магистральных улиц и дорог. Расстояние от зданий яслей-садов до красной линии должно составлять не менее 25 м.

Открытые пространства детских яслей-садов должны формироваться применительно к групповой работе с детьми. На участке размещаются: групповые площадки с навесами от дождя и солнца; межгрупповая рекреационная зона (как правило, с устойчивым газонным покрытием и малыми архитектурными формами); физкультурная площадка; площадка для обучения правилам дорожного движения; зооуголок; хозяйственная площадка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Площадки для детей разного возраста могут блокироваться. Это позволяет более рационально использовать межгрупповые территории, укрупнить их и выделить, например, место для катальной горки на искусственном рельефе, для велосипедно-самокатной дорожки.

Радиус доступности школ и детских садов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here