Важность аттестации строителей

Важность аттестации строителей

В период строительного бума последних лет налицо и потребность в рабочих строительных специальностей. Именно квалифицированные кадры дают заметный толчок экономике и определяют курс политики.

О необходимости и важности подготовки рабочих специальностей говорилось не раз Президентом России, премьер-министром, региональными представителями власти. Именно на людей, которые выполняют непосредственные работы, делается ставка. Поскольку именно от них зависит ход строительства, его сроки, прием квалифицированными органами и дальнейшая эксплуатация и безопасность.

Организация рабочего процесса и грамотное управление им, несомненно, немаловажный фактор. Но здания и сооружения возводятся руками именно рабочих строителей. И в большинстве своем от них зависит дальнейшая их судьба.

Поэтому взятый государством и образовательными учреждениями курс на совершенствование данного вида образования целесообразен и обречен на успех.

Аттестация рабочих строительных специальностей

С акцентированием внимания государства на вопросе более серьезной подготовки строителей, были внесены изменения в Градостроительный Кодекс. Претерпели корректировку и нормы Ростехнадзора, более детально подходящего сегодня к проверке строительных организаций и наличия у ее сотрудников соответствующих аттестатов.

Рабочие строительных специальностей, испытывая на себе груз ответственности за труд, который они несут в общество, обязаны сегодня проходить аттестацию не реже одного раза в пять лет. Такой периодичности достаточно для того чтобы:

  • освежить имеющиеся у работника знания и навыки в области теоретических и нормативно-технических моментов в строительстве,
  • узнать о нововведениях в практической работе коллег,
  • усовершенствовать свой опыт,
  • получить разрешительный документ на осуществление того или иного рода деятельности,
  • показать свои умения для возможного повышения в должности.

Аттестация рабочих строительных специальностей подразумевает обязательный курс обучения с последующим прохождением определенного испытания. Последнее является основанием для выдачи аттестационного сертификата или отказа в нем.

ЭдуКонсалт рука об руку с рабочими-строителями

Для того чтобы избежать неприятностей с получением сертификата и прохождением аттестации необходимо грамотно и детально подойти к этому вопросу. Не лишним будет заручиться поддержкой надежного и ответственного партнера ряда учебных центров. Одним из таких является компания ЭдуКонсалт, которая:

  • обеспечит удобное и выгодное прохождение аттестации,
  • заметно сэкономит время сотрудника и его руководителя,
  • не приведет к излишним тратам,
  • гарантирует положительный исход процедуры.

Имея надежные и крепкие связи с Ростехнадзором, управленческими структурами в области строительства и ведущими учебными центрами, ЭдуКонсалт выбирает для своих клиентов лишь наиболее удобное и удачное решение вопроса.

Обязательная аттестация специалистов в строительстве

АНО «Центр профессионального образования» является аккредитованным центром, осуществляющим тестирование в рамках «Единой системы аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса», и приглашает всех желающих пройти аттестационное тестирование. Наши комфортные компьютерные классы оборудованы для прохождения тестирования как индивидуально, так и группами, а высококвалифицированные специалисты проконсультируют Вас по любому вопросу и сделают прохождение тестирования комфортным и удобным.

Что такое обязательная аттестация?

На основании Федерального закона ФЗ № 240 от 27 июля 2010 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», сегодня одним из основных условий для получения свидетельства, позволяющего допуск к работам, является аттестация работников юр. лиц и ИП, и в частности аттестация специалистов в строительстве. Наряду с профильным образованием, стажем работы и повышением квалификации, которые оказывают непосредственное влияние на безопасность строительных работ, проведение реконструкций и капитального ремонта объектов строительства, такая аттестация открывает перед квалифицированными специалистами новые возможности и помогает выйти на новый уровень профессионального роста.

Для чего нужна аттестация строителей?

Помимо подтверждения квалификации и профессионализма аттестованный сотрудник гарантирует качество и безопасность выполняемых работ. Поэтому аттестация специалистов в строительстве — это не препятствие к получению допуска, а один из эффективных методов конкурентной борьбы. Целью проведения аттестации является оценка уровня профессиональных знаний работников, заявляемых саморегулируемой организацией для подтверждения их соответствия требованиям к получению свидетельства о допуске к строительным работам.

Как проходит аттестация строителей?

Национальное объединение строителей разработало модель «Единой системы аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса». Основной принцип этой модели – аттестация по видам работ по единым требованиям и критериям. Оценить уровень знаний позволяет прохождение компьютерного тестирования в аккредитованных центрах по тестированию. Основанием для проведения тестирования являются «Положение о единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса» и Градостроительный Кодекс РФ (ст.55.5, ч.8.2).

Обратитесь к нам прямо сейчас!

Мы проконсультируем Вас по любым вопросам, связанным с прохождением аттестации, и в случае необходимости качественно и профессионально организуем этот процесс для Вас и Вашей компании.

Как выдать родственникам трудовую книжку умершего работника

Такой важный документ, как трудовая книжка, должен находиться непосредственно у работодателя (в отделе кадров) и выдаваться только в случае увольнения сотрудника лично в руки. Когда передать данный документ лично не представляется возможным, у кадровиков возникают закономерные вопросы, в том числе – как выдать трудовую книжку умершего работника, кому ее следует передать и как это все правильно оформить, чтобы в будущем не возникло никаких проблем у обеих сторон.

Как использовать рекомендательные письма при подборе сотрудников

Рекомендации пришли к нам из глубины времен. Даже в Библии встречаются целые абзацы, которые хоть сейчас переноси на бланк со штампом — и готово рекомендательное письмо.

Как эффективно создать процессное управление в компании

В этой статье я хочу показать простой способ построить процессное управление в компании. Данный материал рассчитан в основном на руководителей, эйчаров и представителей среднего бизнеса, впрочем, и другим он тоже может быть полезен. Я не буду говорить о технических решениях, они сами по себе бесполезны, пока не будет создана необходимая среда для их использования.

Здесь я описываю практику применения процессного управления в небольшом бизнесе, перед которым была поставлена задача стать большим.

Как научиться рисовать аниме поэтапно?

Как быстро оценивать перспективу продажи

Квалификация клиентов — чтобы продавать быстрее или больше?

Три важных правила для оценки перспективы продажи.

Читайте так же:  Как открыть шоурум одежды

Оценка перспективы продажи является одним из ключевых аспектов в процессе активных продаж. Нецелесообразно предлагать свои товары и услуги всем. Во-первых, далеко не каждому может быть интересен Ваш продукт, а во-вторых, не каждый может располагать ресурсами для того, чтобы что-то приобрести в вашей компании.

Есть такая штука как предварительная квалификация клиента

3 столпа самообучающейся организации

В условиях постоянных изменений, происходящих как на рынке, так и внутри организации, наиболее ценной становится способность организации учиться – быстро осознавать изменившийся контекст и приспосабливаться к нему наилучшим образом.

Самообучающаяся организация – компания, которая постоянно извлекает ценный опыт из собственной работы, деятельности других компаний и рыночных изменений в целом, и использует его для постоянного совершенствования во всех направлениях своей деятельности.

Правильно прикрепляем вкладыш в трудовую книжку

Трудовая книжка гражданина Российской Федерации – важнейший документ, который фиксирует в себе основные трудовые события своего владельца. Как и любой другой учетный регистр, трудовая книжка также не безразмерна. Иногда происходит так, что раздел, содержащий сведения о работе, заканчивается раньше, чем сама трудовая деятельность работника. В таком случае имеет место оформление дополнительного регистра – вкладыша в трудовую книжку. Что это за документ и как прикрепить вкладыш в трудовую книжку?

Командировка: ценные советы бухгалтеру

Ряд вопросов, связанных со служебными командировками работников, на практике толкуются работодателями по-разному. Вполне закономерно, что разъяснения на сей счет пришлось давать Минтруду. Разберемся, что же рекомендуют «главные» эксперты по трудовому законодательству.

Как научиться рисовать акварелью?

Учимся создавать подтеки

Если на бумагу нанести мазок одного цвета и, не дав ему подсохнуть, поверх положить второй мазок другого цвета они начнут подтекать, смешиваться, создавая цветное пятно.

Как внести недостающую или пропущенную запись в трудовую книжку

Для любого работника важен такой документ, как его рабочая книжка. Она несет в себе сведения, которые обязательно понадобятся при установлении стажа и начислении пенсии. Именно поэтому информация в данном документе должна быть полной и достоверной. Заполнение книжки от руки приводит зачастую к некоторым последствиям. Чтобы исправить что-то, нужно полагаться на правила и инструкции. Например, как внести недостающую запись в трудовую книжку? Такого рода вопрос очень распространен. Для ответа на него надо разобраться во всех аспектах, касающихся этого дела.

Важность аттестации строителей

В теории аттестации выделяются три основные группы целей (табл. 1).

Таблица 1. Цели аттестации

Ш Изменение заработной платы

Ш Изменение системы поощрения (наказания)

Ш Соответствие занимаемой должности (для последующих административных

Ш Получение обратной связи от сотрудников

Ш Выявление потенциала сотрудников

Ш Информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма

Ш Развитие карьеры

Ш Личное развитие

Ш Корректировка планов организации (способны ли наши сотрудники выполнять изменившиеся задачи)

Ш Информация для планирования человеческих ресурсов организации

Ш Установление стандартов деятельности

Ш Прошлая деятельность за определенный период

Ш Достижение результатов за прошедший период

Ш Потребность в обучении

Ш Выявление рабочих проблем

Ш Улучшение текущей деятельности

Важно не столько название группы целей, сколько то, что мы в него вкладываем. Условно, не присваивая названий, можно выделить три направления:

Ш Решения, связанные с изменением компенсационного пакета, имеющие конкретные материальные последствия для работников или приво-дящие к понижению/повышению в должности, увольнению;

Ш Решения, связанные с развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации);

Ш Решения, связанные с оценкой текущей деятельности и выявлением рабочих проблем.

Единого мнения по поводу того, можно ли превратить аттестацию в процесс «3 в 1» не существует. Сторонники экономичного подхода (предпочитающие все в одном флаконе) утверждают, что не только можно, но и нужно. Но вызывает серьезные сомнения ситуация, при которой сотрудник, знающий, что в результате аттестации может измениться его заработная плата или он будет уволен, переведен на низшую должность, будет честно рассказывать о своих рабочих проблемах и слабостях.

Противоположная точка зрения — при проведении аттестации цели не должны пересекаться Robert L. Marthis and John, H.Jackson. Personnel / Human Resource Management. West Publishing Company, 1994. . Опять-таки трудно отделить, например, потребность в обучении для поддержания текущей деятельности или устранения недостатков от планирования карьеры. Наиболее рациональный подход, при котором объединяются две цели — «Потенциал» и «Деятельность», а «Административные решения» становится предметом отдельной аттестации.

Вопрос о классификации целей аттестации возник неспроста. Понимание классификации целей позволяет обеспечить их бесконфликтность. Если мы понимаем, ради чего мы проводим аттестацию, мы не поставим ни аттестующего, ни аттестуемого в неловкое положение. Если в наши цели не входит предпринимать прямые административные меры и задачей аттестующего (аттестационной комиссии) является вызвать сотрудника на откровенный разговор, при моделировании процесса основной упор будет делаться на аттестационное интервью, где ничто сказанное сотрудником не может быть использовано против него. Если же цель аттестации — административная, то наибольшее значение имеет корректное заполнение аттестационной формы и корректное доведение до сведения сотрудника мнения руководителя о его работе.

Важнейшее условие успешной аттестации — бесконфликтность целей, процедур, подготовки, ожиданий.

Совершенно справедливо полагают специалисты, что вопросы заработной платы и аттестацию просто необходимо разграничить, так как если целью аттестации ставится принятие решения о вопросах зарплаты, то, вполне естественно, что про все остальные задачи можно просто забыть, так как аттестуемого будет волновать только одно: «А во сколько рублей (долларов, евро) мне это обойдется»?

Кроме того, считаю, что нужно затронуть вопрос формулирования целей аттестации. Формулирование цели аттестации имеет двойное значение.

1. Мы для себя уясняем, что и зачем мы собираемся делать. После этого можно конструировать проект;

2. Цель аттестации имеет, как нестранно, идеологическое значение. Сотрудники должны убедиться, что аттестация — необходимая составляющая плана развития организации, а не очередная возможность для менеджеров высказаться и продемонстрировать свою власть.

Продемонстрируем это на примерах, приведенных в табл. 2:

Таблица 2. Примерные формулировки целей аттестации

Аттестация проводится в целях наиболее рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело и должна содействовать дальнейшему улучшению подбора и воспитания кадров и повышению их деловой квалификации. При аттестации определяются деловые качества работников и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.

Читайте так же:  Прошу привлечь в качестве третьего лица

Судя по всему, авторы данной формулировки, изъясняются на неизвестном языке. В тексте явно читается желание припугнуть и использовать персонал. Кроме того, если мы проводим аттестацию для определения соответствия занимаемой должности, при чем здесь «определение деловых качеств работников»? Речь должна идти о соответствии деятельности работника стандартам выполнения работы в данной должности. И непонятно, какое отношение имеет к аттестации «дальнейшее улучшение подбора и воспитания кадров».

Целью аттестации является обзор поведения работников в ключевых областях, чрезвычайно важных для эффективного выполнения работы. Учитываются стандарты работы на каждом рабочем месте и сравнение деятельности работника с этими стандартами.

Судя по формулировке цели, в про-цессе будет использован такой метод, как «Поведенческие рейтинговые шкалы». Формулировка цели предполагает, что существует описание должностей и выделены ключевые факторы для групп должностей (т. е. те факторы, без которых работа не может выполняться на должном уровне). Такая процедура аттестации предъявляет высокие требования и к составлению аттестационной формы, и к формулировке ключевых факторов.

Цель аттестации — создание системы подготовки и роста кадров и выявление потенциала сотрудников.

Цель достаточно конкретная и огра-ниченная. Для ее реализации можно построить сравнительно простую процедуру, основными элементами которой будут определение ключевых характеристик (критериев и стандартов) для должности, разработка шкалы оценок по этим критериям, грамотная оценка и собеседование. В результате будет выделена группа работников с оценкой «выше нормы», которая и станет основой для формирования резерва на продвижение. При этом в зависимости от того, по каким критериям будут получены очень высокие оценки, можно будет в дальнейшем планировать карьеру в качестве руководителя или в качестве специалиста. По отношению к тем, чья оценка оказалась ниже нормы, руководители должны принять решение — чему обучать (и имеет ли смысл), как поддерживать и развивать. Результатом такой аттестации станет план действий — программа обучения (сочетающая планы организации и индивидуальные потребности в развитии).

Таким образом, и это видно из приведенных примеров, нет единого рецепта по постановке и формулированию целей аттестации. Каждый вариант отражает задачи и ситуацию в конкретной компании. Не бывает целей правильных и неправильных. Они бывают разумными и не очень.

Важно понять, что разумная, четко сформулированная цель предопределяет формирование успешной процедуры аттестации и является залогом ее успеха.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АТТЕСТАЦИИ

Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей, при этом степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно она использует находящиеся в ее распоряжении ресурсы. Дифференциация сотрудников повышает эффективность управления человеческими ресурсами организации, которая происходит посредством объективной оценки персонала, в частности посредством аттестации.

Актуальность изучения вопросов аттестации персонала можно объяснить следующими причинами: во-первых, современная кадровая политика предъявляет серьезные требования не только к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, но и к оценке кадров, при этом неуклонно возрастает значение одной из важнейших организационно-правовых форм проверки (контроля) и оценки профессиональных и других качеств работников, т.е. аттестации; а, во-вторых, аттестация является важнейшим инструментом в работе с кадрами, так как она осуществляется систематически и имеет юридическую силу.

Аттестация персонала представляет собой важный организационно-экономический инструмент, систему форм и методов работы, с помощью которых должно обеспечиваться постоянное наиболее оптимальное поддержание организационно-технического, социально-экономического уровня и условий труда в организации, в соответствии с прогрессивными требованиями и нормативами.

Важным аспектом аттестации является строгое соблюдение научного подхода к его проведению, что предполагает разработку системы аттестации, опираясь на литературные источники, имеющиеся методические документы, законодательные акты и т.д.

Термин «аттестация» происходит от латинского attestatio. 1

Аттестация — оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия специалиста занимаемой должности, а также решение вопроса о присвоении служащему квалификационного разряда 2 .

В современные российские компании термин «аттестация» пришел из советского прошлого. Как отдельный блок работы по организации труда служащих аттестация была введена в 1973 г. Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531 (с изм. от 21.02.1986), а Постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 5 октября 1973 г. N 267/470 было утверждено Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи 3 . Последние изменения вносились в него в 1986 г., однако и на данный момент оно не отменено и не признано утратившим силу.

В трудовом праве под аттестацией понимают проверку деловой квалификации работника в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности 4 . Выявленный уровень профессиональной подготовки работника позволяет работодателю определиться с установлением квалификационного разряда и заработной платой, а также выявить соответствие работника занимаемой должности с последующим: переводом на более квалифицированную работу; оставлением на прежней работе; переводом на менее квалифицированную работу; в случае отказа от перевода – увольнением.

В самом общем смысле аттестация работника представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям. 5

Подобного определения придерживаются А.Я. Кибанов, С.В. Шекшня и ряд других авторов. Но это определение рассматривает аттестацию персонала несколько однобоко, лишь как оценку соответствия работника занимаемой или желаемой должности. В более широком смысле аттестация персонала подразумевает не только оценку сотрудника для данной конкретной должности, но и оценку с целью выявления потенциала развития сотрудника для того, чтобы возможно было в дальнейшем использовать его способности на других, более высоких должностях или в смежных профессиях. Проводя аттестацию именно с такой целью возможно сформировать резерв управленческих кадров, спланировать карьеру сотрудника и принять ряд других управленческих решений 6 .

Так Н.Н. Шаш считает аттестацию формой деловой оценки персонала. По его мнению «аттестацию следует рассматривать как окончательный, документально оформленный результат оценки работника» 7 .

Видео (кликните для воспроизведения).

В.Р. Веснин отождествляет аттестацию и оценку персонала и говорит, что это «аттестационная оценка персонала организации (подразделения)». Аттестационная оценка персонала предприятия представляет собой специальные (непрерывные, разовые или периодически проводимые) формализованные мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности 8 .

Читайте так же:  1 5 кратный размер прожиточного минимума

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты общеотраслевого и обязательного характера не устанавливают, что любой работодатель должен периодически проверять соответствие своих работников занимаемым ими должностям.

Но есть и исключения, например, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях определения соответствия замещаемой должности 1 раз в 3 года проводится аттестация государственных служащих. А согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» обязательной аттестации подлежит руководитель унитарного предприятия 9 .

Обязательная аттестация установлена также специальными федеральными законами в отношении персонала организаций отдельных отраслей экономической деятельности (некоторые категории работников в энергетике, транспортной сфере, на опасных производственных объектах, в сфере образования и другие).

В остальных случаях проведение аттестации не обязательно, но если руководство предприятия решило провести эту процедуру, то препятствий для этого нет.

Аттестация персонала может применяться в различных видах в зависимости от организации и таких ее характеристик, как организационно-правовая форма, размеры, численность персонала, стадия жизненного цикла, внутренняя среда и внешнее окружение организации и многих других особенностей организации, а также в зависимости от объектов аттестации (аттестуемых) и субъектов оценки (оценщиков).

В зависимости от повода проведения аттестации различают следующие виды аттестации:

1. Очередная аттестация — проводится периодически и является обязательной для всех работников. Основой для данной аттестации служит информация о профессиональной деятельности работника за определенный период и его вкладе в общий труд коллектива. 10 .

2. Аттестация по истечению испытательного срока — имеет целью получение документированного вывода по результатам аттестации, а также аргументированных рекомендаций по дальнейшему служебному использованию аттестуемого 11 ;

3. Аттестация для продвижения по службе (или перевода в другое подразделение) — проводится с учетом требований новой предполагаемой должности и новых обязанностей 12 .

Каждая из этих видов аттестации имеет свои достоинства и недостатки и окончательный выбор вида аттестации персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации. При этом создать систему аттестации, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно. С данной проблемой возможно справиться с помощью профессиональных консультантов и получать реальную эффективность от проведения аттестации. Однако на сегодняшний день такими возможностями зачастую могут располагать только крупные организации, т.к. это все упирается в очень большие финансовые затраты. Небольшие же организации вынуждены справляться с этими задачами самостоятельно, что в большинстве случаев приводит к формальному подходу и не имеет настоящей отдачи.

Также нужно заметить, что в управлении персоналом проблемы аттестации остаются наименее разработанными в практическом плане, и в первую очередь не решен вопрос методов аттестации. Существующие методы, хотя и являются проверенными и действенными, но все чаще, в условиях новой экономической системы, которая строится в современной России, перестают удовлетворять потребностям организаций – и эти недостатки вынуждают и практиков и теоретиков заниматься поиском и разработкой новых, нетрадиционных методов и форм аттестации персонала, которые были бы лишены недостатков существующих способов проверки качеств работников.

Список литературы:

Веснин, В. Р. Менеджмент для всех / В. Р. Веснин. – М. : Юрист, 2014. – 246 с.

Веснин, В. Р. Управление персоналом / В. Р. Веснин. – М. : Проспект, 201. – 688 с.

Герчикова, В. П. Управление персоналом и эффективность предприятий / В. П. Герчикова. – М. : Наука, 2012. – 450 с.

Демченко, А. А. Управление персоналом / А. А. Демченко. – М. : МЭГУ, 2008. – 350 с.

Жалило, Б. Не стоит рассматривать обязательную аттестацию как формальность, но как инструмент управления. Этот инструмент нужен прежде всего Вам и Вашим подчиненным. Посмотрим, что же именно Вам и им нужно? / Б. Жалило // Управление персоналом. – 2014. – №7. – С. 5-7.

Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом / А. Я. Кибанов. – М. : Инфра-М, 2002. – 298 с.

Попов, С. Г. Управление персоналом : учебное пособие / С. Г. Попов. – М. : Ось-89, 2007. – 144 с.

Травин, В. В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин, В. А. Дятлов. – М. : Норма, 2012. – 205 с.

Чекалев, М. Еще раз к вопросу о технологии проведения аттестации / М. Чекалев, И. Клюшина // Управление персоналом. – 2014. – № 5. – С. 30-32.

Шаш, Н.Н. Управление персоналом / Н. Н. Шаш. – М. : Юрайт, 2012. – 167 с.

Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня. – М. : Интел-синтез, 2014. – 368 с.

1 Герчикова В.П. Управление персоналом и эффективность предприятия. М.: Наука, 2012. С. 145.

2 Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 2014. С. 124.

3 Чекалев М. Еще раз к вопросу о технологии проведения аттестации // Управление персоналом. 2010. №5. С. 30.

4 Демченко А.А. Управление персоналом. М.: МЭГУ, 2008. – С. 135.

5 Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. М. : Инфра-М, 2002. С. 129.

6 Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М.: Интел-синтез, 2014. С. 136.

7 Шаш Н.Н. Управление персоналом. М.: Юрайт, 2012. С. 67.

8 Веснин В.Р. Управление персоналом. М.: Проспект, 2014. С. 268.

9 Жалило Б. Не стоит рассматривать обязательную аттестацию как формальность, но как инструмент управления. Этот инструмент нужен прежде всего Вам и Вашим подчиненным. Посмотрим, что же именно Вам и им нужно? // Управление персоналом. 2014. № 7. С. 5.

10 Попов С.Г. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Ось-89, 2007. С. 42.

12 Попов С.Г. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Ось-89, 2007. С. 46.

Особенности проведения аттестации рабочих мест в строительстве

«Охрана труда и техника безопасности в строительстве», 2012, N 6

Читайте так же:  Срок оплаты платежной ведомости в кассе

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

По степени опасности на производстве строители, как известно, находятся на втором после шахтеров месте. Они возводят многоэтажные здания и другие высотные сооружения, где работы зачастую выполняются вблизи перепада по высоте, отчего до 50% всех несчастных случаев связаны с падением человека с высоты. Помимо этого работы в строительстве выполняются в основном на открытом воздухе, нередко в сложных природно-климатических условиях, на территориях действующих предприятий или в естественных условиях плотной городской застройки.

Особенности строительства по условиям труда создают предпосылки повышенной травмоопасности. По данным Федеральной инспекции труда, каждый 6-й случай с тяжелым исходом и каждый 5-й с летальным исходом происходит в строительстве. В этой связи борьба с травматизмом в данной отрасли еще издавна была весьма актуальной задачей служб охраны труда и по своей важности не утратила своего первостепенного значения. С тем чтобы справиться с ней, используют целый ряд и средств обеспечения безопасности труда строителей. Одним из резервов сокращения производственного травматизма является своевременное и качественное проведение аттестации рабочих мест, в ходе которой выявляются нарушения требований законодательных и нормативных актов, которые подлежат устранению. Практика показывает, чем больше выявлено и устранено нарушений, тем ниже будет вероятность происшествия несчастных случаев.

Однако эффективность аттестации рабочих мест будет достигнута лишь тогда, когда она будет проведена с учетом специфики и особенностей строительного производства. Следует отметить, что в строительстве рабочие места являются нестационарными и носят передвижной характер, и этим в основном отличаются от рабочих мест в промышленности.

Именно с учетом мобильного характера рабочих мест в строительстве должна проводиться их аттестация. Это вызвано еще и технологией строительного производства, где предусмотрена строгая последовательность рабочих операций. Сегодня монтажники ведут монтаж конструкций на первом этаже, а через месяц-другой на 3-м, 5-м, 9-м и т. д. этажах. А это значит, что рабочие места должны быть дополнительно оборудованы средствами защиты от падения с высоты, средствами подмащивания, технологической оснасткой, инструментами, средствами индивидуальной защиты и др.

Особенность проведения аттестации нестационарных рабочих мест состоит в том, что она должна проводиться подготовленными специалистами, имеющими строительное образование только по строительной методике и в соответствии с действующими отраслевыми нормами и правилами. Проведение качественной аттестации нестационарных рабочих мест во многом способствует предотвращению несчастных случаев на производстве.

К сожалению, Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» не предусмотрены требования к проведению аттестации нестационарных рабочих мест в строительстве с учетом специфики и особенностей производства. Аттестация рабочих мест в строительстве по указанному Приказу должна проводиться по общим требованиям, как и для всех отраслей производства.

Поэтому как до проведения аттестации рабочих мест в организации, так и по ее окончании нарушения зачастую остаются невыявленными и неустраненными. В то же время отмеченных нарушений могло быть значительно меньше, если бы аттестация рабочих мест проводилась квалифицированными специалистами — экспертами по строительной методике.

АНОО ВУЦ «Охрана труда» в качестве специализированного экспертного центра с 2006 г. проводит аттестацию нестационарных рабочих мест в организациях строительного комплекса.

В составе учебного центра функционирует физико-аналитическая лаборатория, которая аккредитована:

— в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии N РОСС RU. 0001.518522 от 12 июля 2011 г.;

— в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ Центральном органе Системы сертификации работ по охране труда в организациях Госреестра N РОСС RU. 0013.21 ОТ 807 от 17 мая 2010 г.

Основной задачей лаборатории является проведение измерений вредных, опасных производственных факторов на рабочих местах, оценки факторов производственной среды, трудового процесса и биологических факторов.

Специалисты физико-аналитической лаборатории прошли обучение в Академии стандартизации, метрологии и сертификации, в ГОУ ДПО Российской медицинской академии, в НОУ Международной академии медицины и охраны труда, в ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда», в ООО «НЦИОТ» в г. Иванове и получили соответствующие свидетельства и удостоверения на право аттестации рабочих мест.

Работники центра в основном имеют строительное образование и достаточный опыт работы на производстве, прошли обучение в АЦОТС по Программе обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда специалистов-экспертов. Специалисты-эксперты изучили отраслевые нормы и правила — СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», СП 12-133-2000 «Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», МДС 12-28.2006 «Методическое руководство по проведению экспертной оценки безопасности нестационарных рабочих мест на строительных объектах».

Указанные отраслевые нормативные акты служат практическим основанием для реализации нового Порядка об аттестации рабочих мест с учетом особенностей строительной отрасли.

Согласно требованиям п. 4.6 СП 12-133-2000 аттестация рабочих мест начинается с заключения договора со строительной организацией об оказании помощи в ее проведении. Работа проводится в 2 этапа:

На первом этапе осуществляется организационная и подготовительная работа, включая подготовку следующих материалов:

— приказ о создании аттестационной комиссии;

— график проведения аттестации рабочих мест;

— перечень рабочих мест.

На втором этапе работы осуществляются по графику ведения аттестации рабочих мест:

— проведение экспертного способа проверки травмоопасности;

— измерение и оценка вредных производственных факторов;

— составление карт аттестации рабочих мест;

— составление сводной ведомости рабочих мест;

— разработка плана мероприятий по улучшению условий труда.

Аттестация проводится членами аттестационной комиссии и специалистами — экспертами аттестующей организации. В состав аттестационной комиссии обязательно включаются работники службы охраны труда, группы разработки ППР (проектов производства работ), отдела кадров, механики, представитель аттестующей организации и др. Помимо этого иногда привлекаются члены совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда. Учебный центр знакомит членов аттестационных комиссий с Порядком проведения аттестации рабочих мест и нормативной основой экспертной оценки безопасности рабочих мест.

Для обеспечения этого указанные лица проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда по установленной программе со сдачей экзаменов по билетам с выдачей удостоверений утвержденного образца. После создания аттестационной комиссии проводится идентификация рабочих мест. Для обеспечения полноты и достоверности идентификации и учета рабочих мест используются классификационные признаки рабочего места:

Читайте так же:  Средняя заработная плата по организации

— индивидуальное или коллективное;

— стационарное или нестационарное;

— профессиональное или технологическое.

Затем определяются месторасположение и схема рабочего места. На строящемся объекте каждая бригада имеет определенный участок работ. Устанавливаются повторяющиеся параметры рабочего места применительно к определенному типу здания, состав нормокомплекта средств малой механизации, строительных машин, средств коллективной защиты. После этого выделяются рабочие места с аналогичными условиями труда. На каждое рабочее место составляется карта аттестации рабочего места, в которой экспертно определяются опасные и вредные факторы. При проведении оценки безопасности рабочего места осуществляется проверка выполнения предъявляемых к рабочему месту требований нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Результаты измерений и оценки оформляются в виде протоколов рабочего места.

При составлении протокола оценки травмоопасности рабочего места применяется экспертный способ проверки. Исходя из специфики и особенностей организации строительного производства, объектом оценки выполнения требований нормативных правовых актов являются:

— организация стройплощадки и рабочих мест;

— безопасность эксплуатируемых машин, оборудования, оснастки инструмента;

— безопасность применяемых материалов, конструкций, изделий;

— обеспеченность работников инструкциями по охране труда.

Основным документом в строительстве является организационно-техническая документация (ППР, ПОС). При наличии вредных и опасных производственных факторов безопасность труда в строительстве обеспечивается на основе решений, содержащихся в указанной документации. Без наличия ППР на стройплощадке строительство объекта не допускается (п. 4.18 СНиП 12-03-2001).

При проведении экспертного контроля изучаются ППР, при этом обращается внимание на правильную привязку стоянок грузоподъемного крана, расчет вылета стрелы крана в зависимости от тяжести конструкций, изделий и материалов, применение предупреждающих мероприятий, ограничивающих зону действия машин в случае возникновения опасности в местах нахождения людей, запрещение установки машин в зоне призмы обрушения грунта, на насыпном грунте или косогоре и т. д.

Экспертным путем определяется подготовленность строительных площадок и рабочих мест к выполнению работ в соответствии с требованиями п. 6.1.1 СНиП 12-03-2001.

При проверке организации стройплощадки и рабочего места большое внимание уделяется осуществлению подготовительных мероприятий, которые должны быть выполнены до начала производства работ. Окончание подготовительных работ должно быть принято по акту. Согласно п. 3.3 СНиП 12-04-2002 к числу таких мероприятий относятся:

— устройство ограждения территории стройплощадки;

— освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений, планировка территории, водоотвод) и перекладка коммуникаций;

— устройство временных автомобильных дорог, прокладка подземных коммуникаций и т. д.;

— завоз и размещение на территории стройплощадки бытовых, производственных и административных зданий и сооружений;

— устройство крановых путей, мест складирования материалов и конструкций.

Особое внимание следует уделить обеспеченности средствами защиты от падения с высоты, в том числе ограждению рабочих мест, расположенных на высоте 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от ограждения перепада по высоте. Ограждаются также проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия), если расстояние от уровня настила до низа менее 0,7 м.

Одним из требований экспертного способа проверки является изучение приспособленности рабочих мест к выполняемой работе. Проверяется защищенность входа в строящееся здание сверху козырьком шириной не менее 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть 70 — 75 градусов (п. 6.2.3 СНиП 12-03-2001).

Подлежат проверке соответствия нормативным требованиям применяемые для работы средства подмащивания, имеющие высоту 1,3 м и более, которые должны иметь ограждение и бортовые элементы, а также обеспечение ширины проходов на рабочих местах не менее 0,6 м, соответствие освещенности рабочих мест и проходов к ним в темное время требованиям ГОСТ 12.1.046-85:

— заземление (зануление) металлических лесов;

— обеспеченность люлек ловителями (ГОСТ 27372-87);

— наличие на конвейерах ограждений, сблокированных с приводом (ГОСТ 12.2.022-80).

Не менее важным требованием является обеспечение безопасности машин, оснастки и инструментов.

Экспертный способ проверки предусматривает:

— проведение анализа технической документации, машин и механизмов, проведение периодических, плановых проверок и технического их обслуживания, проведение технического освидетельствования съемных грузозахватных приспособлений и тары лицом, ответственным за их исправное состояние;

— наличие мер при размещении и эксплуатации машин, транспортных средств, предупреждающих их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под воздействием ветров, при уклоне местности или просадке грунта.

Строительные нормы и правила распространяются и на соблюдение требований безопасности при складировании материалов, конструкций и изделий. При обследовании состояния складирования материалов проверяется соответствие нормативным требованиям:

— складирование материалов производить на выровненных площадках;

— кирпич следует складировать в пакетах на поддонах — не более чем в 2 яруса;

— между штабелями должны быть предусмотрены проходы шириной не менее 1 м;

— фундаментные блоки и блоки стен подвалов в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и с прокладками;

— стеновые блока в штабель в 2 яруса на подкладках с прокладками;

— плиты перекрытий — в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках с прокладками.

Инструкции по охране труда должны быть разработаны на основе отраслевых типовых инструкций в соответствии с требованиями СП 12-135-2003.

Остальные протоколы оценки шума, вибрации, освещенности и др. вредных и опасных производственных факторов оформляются на основании результатов инструментальных замеров.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что только за счет повышения качества проведения аттестации нестационарных рабочих мест по строительной методике стало возможным улучшить культуру производства на строительных объектах, организацию строительного производства, состояние рабочих мест, обеспечение их средствами индивидуальной защиты, создать нормальные условия труда и быта, повысить качество проведения обучения и всех видов инструктажа и т. д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Более того, в аттестованных организациях помогло наполовину снизить производственный травматизм и число профессиональных заболеваний. А это значит, что таким образом были сохранены десятки жизней и здоровье людей в строительстве.

Важность аттестации строителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here