Выход субъекта рф из состава рф возможен

Имеет ли право субъект РФ провести референдум о выходе из состава РФ?

Субъект Российской Федерации вполне имеет право провести референдум о выходе из состава Российской Федерации. Вот только смысл от этого выхода? Во-первых, границы — представьте себе, если решат выйти из состава России Якутия или Еврейская Автономная область, которые находятся внутри России. Теперь, Дальний Восток — вообще то он изначально хотел отделиться еще во времена революции, потом поговаривали об отделении — и образовании нового государства — у этого субъекта морские границы есть, разделять оставшуюся часть России на а несколько частей он бы не мог, скорее, граничил бы только с ней, поэтому в принципе он вполне мог стать новым государством. Однако, от этой идеи отказались — слишком много тут смешано — и экономика общая, и родственные связи. Да и проблема с признанием в остальном мировом пространстве нового государства — проблематична.

Выход субъекта рф из состава рф возможен

Согласно статье 5 Конституции, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

По состоянию на 1 июля 2007 года таких субъектов 85

(21 республика, 8 краёв, 47 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 6 автономных округов). Однако в будущем их число будет сокращаться, так как уже состоялись референдумы по объединению некоторых субъектов в более крупные образования, а по ещё нескольким субъектам такие референдумы планируются.

Система органов государственной власти субъектов Федерации должна соответствовать общим принципам, устанавливаемым Федерацией. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство). Во многих существует также должность высшего должностного лица (президент, губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта РФ по представлению Президента и могут занимать свой пост неограниченное число раз.

Россия также подразделяется на 7 федеральных округов

, в каждом из них работает полномочный представитель президента.

Субъекты Федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными единицами в составе субъекта являются районы и города республиканского (областного, краевого) значения.

Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР

:
1. все автономные советские социалистические республики (АССР) и автономные области (кроме Еврейской) стали республиками в составе Российской Федерации.
2. Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чечню и Ингушетию.
3. выделено 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую.
4. Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области, Еврейская автономная область вышла из состава Хабаровского края. 5
. Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области.

Объединение регионов

.
Объединение регионов России — политический и экономический процесс объединения двух или нескольких граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов Российской Федерации, начавшийся в 2003 году при активной поддержке федерального центра. Процесс объединения регионов России в первую очередь затронул «сложносоставные» субъекты Российской Федерации — края и области с входящими в их состав автономными округами.

7 марта 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года.

17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.

23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.

16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области (предлагавшиеся названия Ангарский, Приангарский или Прибайкальский край не утверждены). Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Присоединение вступает в силу 1 января 2008 года.

Референдум об объединении Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край состоялся 11 марта 2007 года.
Край считается образованным с 1 марта 2008 года.

Начата предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО. Процедура по объединению заморожена. Возможное название — Поморский край.

Присоединение новых регионов

.
Вопрос присоединения к России новых субъектов Федерации крайне политизирован, а его интерпретация в российских условиях зачастую зависит от текущей политической конъюнктуры, предвыборной ситуации и состояния отношений России с теми или иными соседними суверенными государствами.

Юридические аспекты.
Порядок принятия в Российской Федерации (иностранного государства или его части) установлен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 31 октября 2005 года. Согласно указанному федеральному конституционному закону расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами. В связи с крайне малой вероятностью осуществления последнего условия, реально расширение России возможно только за счёт независимых государств, в том числе территорий, которые могут когда-либо получить такой статус.

Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье

. В последнее время активно муссируется вопрос о возможности вхождения в состав России некоторых из бывших автономных образований в составе союзных республик СССР — ныне самопровозглашённых непризнанных государственных образований — Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Сторонники присоединения этих республик к России утверждают, что оно будет иметь легитимный характер, поскольку власти союзных республик, принимавшие в своё время решение о выходе из состава СССР, не проводили в автономиях отдельных референдумов о выходе из СССР в соответствии с процедурой, предусматривавшейся Конституцией СССР; кроме того, референдумы о независимости самих союзных республик в автономиях не состоялись, а в некоторых автономиях большинство населения участвовало в референдуме о сохранении СССР в феврале 1991 года, поддержав сохранение Советского Союза.

Читайте так же:  Найти адрес по кадастровому номеру дома

Угроза гипотетического присоединения к России (как вариант — вхождения в СНГ) обычно выдвигается руководителями непризнанных республик в качестве одного из аргументов против неуступчивых «малых метрополий». Со стороны российского руководства эта идея периодически используется в качестве средства давления на Грузию и Молдавию, особенно учитывая охлаждение отношений между Россией и этими государствами. Политический капитал на этом деле пытаются зарабатывать и некоторые иные деятели — в частности, губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв, думский деятель Сергей Бабурин и др.

Так, например, власти Южной Осетии неоднократно заявляли, что, после признания независимости Южной Осетии от Грузии, они на основании исторических фактов будут реализовывать вхождение в Россию и объединение с Северной Осетией.

В 1995 вхождение в Россию в качестве субъекта федерации также предлагало руководство Абхазии (провозгласившей независимость от Грузии). В последние годы власти Абхазии и Приднестровья (провозгласившей независимость от Молдавии) предлагают статус свободной ассоциации с Россией.

17 сентября 2006 в Приднестровье состоялся референдум об альтернативах: сохранение независимости и свободная ассоциация с Россией либо отказ от независимости и вхождение в Молдову. Более 90% избирателей проголосовали за присоединение к России.

12 ноября 2006 в Южной Осетии 99% избирателей на референдуме проголосовали за независимость.

Россия и Белоруссия

.
С момента достижения 8 декабря 1999 соглашения о преобразовании конфедеративного Союза России и Белоруссии (существовавшего с 2 апреля 1997) в союзное государство, которое, если это осуществится, должно стать «мягкой» федерацией по типу СССР, ряд российских политиков (в том числе близких к кремлёвскому руководству) неоднократно высказывал недовольство тем, что отличающиеся более чем на порядок по территории, населению, экономике и т. п. Россия и Белоруссия в будущем федеративном союзе будут иметь равный решающий голос. В связи с этим, ими предлагаются альтернативные варианты объединения — вступление Белоруссии в состав Российской Федерации в качестве одного субъекта или в виде семи субъектов (по числу областей Белоруссии; в этом случае соотношение голосов составило бы примерно 80 к 7). Однако даже заявляющий о своём согласии с концепцией тесной интеграции президент Белоруссии А.Лукашенко категорически отверг эти варианты как ликвидирующие или растворяющие белорусскую государственность, так что вероятность реализации этих предложений в будущем практически нулевая.

Регионы Украины со значительной долей русскоязычного населения

.
Крайне спорной является постановка вопроса о гипотетической возможности присоединения к России каких-либо регионов Украины — даже тех, где имеется значительная доля русскоязычного населения. Этот вопрос периодически поднимается политическими конъюнктурщиками как с российской, так и с украинской стороны, но перспектива его реализации при серьёзном рассмотрении является маловероятной. Применительно к российским политикам, вряд ли можно считать достойным компетентных и разумных политиков делать ставку на гипотетический распад соседнего государства, в результате которого можно будет «поживиться чужим добром».

Как утверждают сторонники такой точки зрения, отделение от Украины и присоединение к России Крыма и русскоязычных восточных и южных регионов Украины может произойти в результате полной дезинтеграции украинского государства, об угрозе которой они говорят в связи с высокой политической нестабильностью в последние годы.

Однако высокая доля населения того или иного региона, которое считает русский язык родным, сама по себе не является реальной предпосылкой для отделения этого региона, поскольку признание русского языка родным не обязательно означает желание быть гражданином России или жить в России.

К тому же этнические русские составляют большинство лишь в двух регионах Украины — Автономной Республике Крым и городе Севастополь (более подробно см. Результаты переписи 2001). В принципе, при некоторых условиях, эта группа населения может сплотиться вокруг идеи возврата в состав России Крыма, который до 1954 входил в состав РСФСР. Кроме того, существует некое подобие легитимности претензий на возврат России Севастополя, который находился в союзном подчинении и, в отличие от остальной территории Крыма, не был в 1954 году передан из РСФСР в состав УССР.

Однажды — во времена распада СССР — уже были сделаны попытки первых шагов на пути к отделению — 20 января 1991 прошёл референдум о создании Крымской ССР как самостоятельного участника Союзного договора, 4 сентября 1991 была провозглашена Декларация о суверенитете Крыма, а 6 мая 1992 принята Конституция суверенного Крыма, которые, однако, через пару лет были аннулированы центральными украинскими властями.

Также следует заметить, что ещё до образования СССР, в первые годы становления советской власти и гражданской войны, на территории современных регионов Украины со значительной долей русскоязычного населения (Донбасс, Новороссия, Харьковская область) провозглашались как субъекты РСФСР Советская Социалистическая Республика Тавриды (Крым), Донецко-Криворожская Советская Республика и Одесская Советская Республика, впоследствии объединившиеся (вместе с Харьковщиной) в восточно-южную Украинскую Советскую Республику в составе РСФСР.

Регионы Казахстана со значительной долей русскоязычного населения

.
Регионы Казахстана со значительной долей русскоязычного населения Ещё до распада СССР и обретения Казахстаном независимости Уральское и Сибирское Казачьи войска и русская община территории в августе-октябре 1990 и в марте 1991 потребовали от Верховных Советов СССР, РСФСР и КазССР провести референдум о присоединении к Российской Федерации территории Северного Казахстана (Севеpо-Казахстанской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Кустанайской, Уральской областей).

Читайте так же:  Функции родительского комитета в классе

В последние дни существования СССР эту позицию публично поддержал Президент М.С.Горбачёв, что вызвало резкую негативную ответную реакцию у руководства Казахстана, парламент которого 15 декабря 1991 принял заявление о недопустимости подрыва целостности республики.

В январе-феврале 1994 Верх-Иртышской казачьей и русской общинами организовывались многочисленные митинги в Усть-Каменогорске и округе с требованием установления национально-территориальной автономии Рудного Алтая (Восточно-Казахстанской области).

Позже (с 1999-2000) деятельность общественных объединений, выступавших за присоединение к России или автономию Севеpного Казахстана, была жёстко пресечена казахстанскими властями: от административных процессов над активистами славянского движения «Лад» и других в Уральске, Павлодаре, Костанае и вплоть до уголовного преследования руководителей и членов движения «Русь» по обвинению в подготовке восстания, насильственного захвата власти и провозглашения на северо-востоке Казахстана «Республики Русский Алтай» со столицей в Усть-Каменогорске.

Следует заметить, что группа членов Национал-большевистской партии во главе с Эдуардом Лимоновым, также намеревавшаяся с оружием в руках бороться за «восстановление исторической справедливости» в Северном Казахстане, в 2001 была осуждена российским судом..

Кроме того, об отсутствии каких-либо территориальных претензий к соседнему государству у российского руководства говорит то, что в 2005—2006 годах российское и казахстанское руководство сделали несколько совместных заявлений о том, что демаркация границы между двумя государствами осуществлена на всём её протяжении.

Между тем, проявления сепаратистcкой активности впредь маловероятны, поскольку за последние годы почти во всех областях Северного Казахстана исчезли объективные условия для подобных изменений: в связи с притоком этнических казахов и эмиграцией русскоязычного населения (около 2 млн. за 1990-е) доля последнего уменьшилась до половины и менее.

У Крыма нет права выхода из состава Российской Федерации?

У Крыма нет права выхода из состава Российской Федерации?

Ставший частью России Крым не сможет выйти из состава Российской Федерации, сказал вчера председатель конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин. Согласно Конституции, суверенитет России распространяется на всю ее территорию, права выхода субъекта из ее состава не предусмотрено, пояснил парламентарий. Конституция о возможности выхода из состава России субъектов Федерации не упоминает, в ст. 65 говорится лишь о возможности появления в России новых субъектов — порядок их принятия должен быть определен специальным федеральным конституционным законом, как это было в случае Крыма.

Результаты крымского референдума (почти 97% голосов за присоединение к России) свидетельствуют о том, что жители Крыма не думают о выходе из России, отметил Плигин. Активность крымчан и результат голосования сняли вопрос о качестве проведения референдума, который ставили некоторые наблюдатели, говорит депутат.

Мнение жителей Крыма, по словам Плигина, также должно быть учтено при определении способа избрания глав республики Крым и Севастополя. Ранее источники «Ведомостей», близкие к руководству Госдумы, не исключали, что прямые выборы главы будут введены лишь в Севастополе, для Крыма же предпочтительнее форма, принятая в некоторых республиках Кавказа, где депутаты заксобрания выбирают из трех кандидатов, предложенных президентом. Плигин считает, что такая форма в Крыму необязательна: в случае с кавказскими республиками говорилось о возможности дестабилизации ситуации, в Крыму же она сейчас стабильна. Выбирать способ избрания глав новые регионы будут сами, уточнил Плигин.

Избирательное законодательство и правовые акты в других сферах должны быть приняты после принятия конституции Крыма и устава Севастополя, напомнил депутат. В общей сложности депутатам новых регионов предстоит принять больше 1000 нормативных актов и больше 350 базовых законов, добавил Плигин, ориентируясь на пример Республики Хакасии.

Российским законодательством возможность выхода субъекта из Федерации действительно не предусматривается, говорит профессор кафедры конституционного права ВШЭ Илья Шаблинский. Право свободного выхода из СССР имели все союзные республики, а еще в 90-е гг. такая возможность упоминалась в конституциях некоторых республик — например, Тувы. Но в ходе федеративной реформы упоминания о возможности отделения из региональных законов были удалены. На практике же отделение региона — вопрос не права, а силы, отмечает Шаблинский, например, в 1991 г. Чечня провозгласила свою независимость в одностороннем порядке.

Федеративное устройство России

Россия – федеративное государство.

Федерализм – одна из основ конституционного строя России и конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации.

Федеративное устройство характеризуется делением государственной власти на три ветви еще и разделением ее по вертикали на исключительную общефедеральную власть, власть субъектов Российской Федерации и совместную власть Российской Федерации и ее субъектов. Российская Федерация состоит из:

4. городов федерального значения;

5. автономной области;

6. автономных округов.

В состав Российской Федерации входят: 89 равноправных субъектов:

а) 21 республика;
б) 6 краев;
в) 49 областей;
г) 2 города федерального значения;
д) 1 автономная область;
е) 10 автономных округов.

Они являются равноправными субъектами Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ– свой устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Все субъекты Российской Федерации равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Организация государственной власти субъектов Федерации происходит путем принятия конституций и уставов субъектов Российской Федерации.

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В отличие от основного принципа деятельности органов государственной власти РФ (разделение властей) органы субъектов РФ дополнительно подчиняются также принципу разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Федерации, выделения предметов их раздельного ведения.

Читайте так же:  Аффилированные лица в деле о банкротстве

Конституция РФ определяет, что по предметам совместного ведения органов государственной власти РФ и органов власти субъектов Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

В конституциях и уставах субъектов Федерации закреплены общие принципы административно-территориального устройства: республика, область, край, город федерального значения, автономная область, автономный округ обладают собственной территорией.

Вопросы административно-территориального устройства субъекта Федерацииявляются компетенцией самого субъекта; территория субъекта не может быть изменена без его согласия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8492 —

| 8082 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Субъекты РФ не имеет права выхода из РФ

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ТЕМА № 5. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, административно-территориальных единиц, которые обладают политической самостоятельностью.

Федерация – союз образований, каждый из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Выделяется еще и Конфедерация– объединение нескольких суверенных государств.

По форме государственного устройства Россия – федерация – сложное государство, состоящее из территорий (субъектов РФ), имеющих признаки государства.

Принципы федеративного устройства:

1. Добровольность объединения народов;

2. Разделение компетенции между федеративной властью и властью субъектов федерации;

3. Равенство всех субъектов федерации.

Российская Федерация состоит из 83 субъектов федерации шести видов:

· республики в составе РФ;

Республики в составе РФ возникли на базе существовавших в советскую эпоху автономных республик и автономных областей. В России – 21 республика данного вида. Их главное отличие от иных субъектов федерации в том, что республики имеют конституционно-правовой статус государств в составе РФ, обладающих всей полнотой гос.власти на своей территории. Исключение составляют полномочия, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти.

— систему органов государственной власти;

— иные привилегии, обусловленные республиканским статусом.

Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области, — Еврейская автономная область.

Еще один вид субъектов РФ – автономные округа. Как правило, это форма национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (чукчей, эвенков, ненцев, хантов и манси и др.). Автономные округа РФ имеют двойственный статус:

· самостоятельные и равноправные субъекты РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ);

· одновременно входят в состав других- субъектов РФ – краев и областей (Тюменской области и др.), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области. Всего автономных округов – 10.

Республики в составе РФ, автономная область, автономные округа –соответственно национально-государственные и национально-территориальные образования в составе РФ.

Остальные субъекты федерации – края, области и города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), где в основном преобладает русское население, — территориальные образования в составе РФ.

Области (их 49) составляют большинство субъектов федерации. Они созданы на базе областей, существовавших в советское время, но наделены статусом равноправного субъекта федерации.

Особый субъект РФ – край . Отличие краев от областей в том, что они содержали или содержат в своем составе автономные области и автономные округа:

· в состав Красноярского края входят Таймырский и Эвенкийский автономные округа, ранее входила Хакасская автономная область;

· в состав Хабаровского края ранее входила Еврейская автономная область;

· в состав Ставропольского края ранее входила Карачаево-Черкесская автономная область;

· в Краснодарский край ранее входила Адыгейская автономная область;

· в Алтайский край ранее входила Горно-Алтайская автономная область;

· формирующийся Пермский край будет состоять (с 01.12.2005) из объединившихся Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа;

· Приморский край был единственным краем, не имевшим в своем составе иных образований.

В связи с особым статусом Москвы – столицы РФ – и ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой Санкт-Петербурга. Данные города являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъектов РФ.

Новая особенность федерации в России – наделение субъектов правом иметь собственное законодательство.

В целях совершенствования системы государственного управления в 2000г. в России, помимо существующих субъектов федерации, создано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный; Приволжский, Уральский; Южный; Сибирский; Дальневосточный.

Федеральные округа не являются субъектами РФ и созданы для оптимизации управления в РФ. Возглавляет его полномочный представитель Президента РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9104 —

| 7284 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Федеративное устройство России

Понятие федеративного устройства.

Федеративное устройство — форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.

3. Принципы федеративного устройства.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация — единое и неделимое государство. Государства и государственные образования — субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Читайте так же:  Вредные и опасные условия труда перечень

2. Единство системы государственной власти. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

4. Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу — республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.

5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими её субъектами.

Особенности федеративного устройства России.

Российская Федерация — неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения — по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государство образующим (его сущность и содержание — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложно построенных субъектов — краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9587 —

| 7497 — или читать все.

ГИА по обществознанию

Федеративное устройство — объединения двух и более государственно-территориальных образований в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.

Федеративное государство характеризуется следующими юридическими признаками:

  • двухуровневой системой органов государственной власти
  • наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
  • принципов бикамерализма (двух палатная система) в построении союзного парламента
  • верховенство федерального права
  • непризнание за субъектами федерации суверенитета
  • финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
  • принципом двойного гражданства
  • отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации.

Федеральное государство выполняет две главные функции:

  • децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали
  • интегрирует территориальные сообщества, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования. 1

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации:

  • одна автономная область (Еврейская Автономная область);
  • три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
  • а также 22 республики и 46 областей.

Все эти субъекты группируются в:

  • 9 федеральных округов;
  • 12 экономических районов;
  • 4 военных округа;
  • 11 часовых поясов. 2

Принципы федеративного устройства

Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

Государственная целостность.

Это означает, что РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке. Современная Россия — государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не аморфный, слабый союз. Российская Федерация возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Они были образованы ею самой в составе единого государства. В преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ РФ сохраняет исторически сложившееся государственное единство. РФ имеет все признаки государства: суверенитет, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, единые правовую и судебную системы, единое экономическое пространство и др.

Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства. Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции. Система государственных органов субъектов Федерации формируется ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами, установленными РФ. Это обеспечивает единство системы государственных органов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти во всей стране. Для реализации компетенции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы. Президент РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Читайте так же:  Берут ли в армию с погашенной судимостью

Конституция РФ определяет:

  • перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;
  • предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;
  • полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам. В случае коллизии федерального закона и нормативно-правового акта субъекта РФ, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами РФ ведения, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом РФ.

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Наша Федерация — многонациональное государство. Многочисленные национально-государственные образования в РФ рассматриваются как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение. В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Этот принцип впервые был закреплен в действующей Конституции РФ. Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:

  • в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
  • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
  • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
  • в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеющие своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства. 3

Особенности федеративного устройства России

Российская Федерация — неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения — по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов — краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область. 4

Федеративное устройство предполагает и разделение полномочий между центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • особо охраняемые природные территории;
  • охрана памятников истории и культуры;
  • ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ. Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.

По вопросам исключительного ведения субъектов РФ, последние могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для реализации поставленных задач федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы в регионах и назначать соответствующих должностных лиц. Одновременно с этим часть полномочий федеральных органов исполнительной власти может передаваться органам исполнительной власти субъектов РФ. Возможна и обратная передача полномочий. 5

Выход субъекта рф из состава рф возможен
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here